Папки-передвижки

Конспект мастер-класса для родителей по ТРИЗ

Ксения Кондратьева
Конспект мастер-класса для родителей по ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас в этом зале! Сегодня я познакомлю вас с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). (слайд1)

Цель нашего мастер-класса :

повысить вашу компетентность в сфере инновационных технологий; сформировать желание помогать своему ребёнку, умение находить с ним контакт.

В современном мире огромный поток информации. Сейчас мало просто дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.

Публикация «Конспект мастер-класса для родителей по ТРИЗ» размещена в разделах

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени - дошкольному образованию.

Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть.

Одной из эффективных технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

(слайд 2)

Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру. Главная теория его заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определённым законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. В настоящее время приёмы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектичекого мышления.

Воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления.

Пётр Капица

(слайд3)

Да, это медицинский факт, все разговоры и беседы построены с акцентом на доверие к способностям детского мышления и минимизации переноса на них «взрослых» стереотипов и неперспективных ограничений мышления. Не бойтесь говорить с детьми о серьёзных вещах и делать «глобальные» проекты. Главное, не допустите потери их интереса к познанию веры в свои силы!

Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) – это не составленные раз и навсегда приёмы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа, призванная преодолевать психологическую инерцию, как взрослых, так и детей.

Наиболее известным методом, позволяющим снять инерцию – это «мозговой штурм».

(слайд 4)

Этот метод рекомендуется как детям, так и взрослым. Со взрослыми «мозговой штурм» проводится следующим образом, пред ними ставится задача, даётся время на обдумывание, после чего каждый участник предлагает свои идеи. При этом поощряется каждая идея, даже шутливая и нелепая, а критика запрещается.

Девиз ТРИЗовцев- можно говорить всё(слайд5)

С детьми «мозговой штурм» можно проводить не запланировано, стихийно, при решении какой-либо познавательной задачи.

И сегодня я вам предлагаю, уважаемые родители, применить эту методику на практике.

- Роботы разные нужны и роботы разные важны! Сегодня мы с вами будем придумывать роботов для всех и каждого! Давайте обсудим, какие роботы могут быть?

Варианты вопросов для обсуждения:

-Кому нужны роботы?

-Какие нужны роботы: всем одинаковые или разные?

- Нужен ли учителю робот - помощник?

- Нужен ли доктору робот-помощник?

- Нужен ли космонавту робот-помощник?

-Нужен ли пожарнику робот–помощник?

- Нужен ли повару робот – помощник?

Итак, сегодня я предлагаю вам поработать в качестве конструкторского бюро, вы будете, как настоящие инженеры-конструкторы, конструировать роботов. Предлагаю, выбрать три профессии из пяти, где роботы, как мы уже обсудили, нужны. (слайд 6)

Покорим новые высоты в конструкторском творчестве! Проведём мозговой штурм – такой метод решения проблемы, когда все предлагают как можно больше вариантов решений, даже самых фантастических! Попробуйте предложить свои варианты конструкции робота, а потом выберем самые полезные конструкторские решения и спроектируем суперробота!

Алгоритм проведения одного мозгового штурма (7 мин.) :

-педагог называет профессию, по которой создаём робота.

-родители рисуют на одной половине листа схематичного человека для определения пропорций робота.

- рядом с нарисованным человеком на другой половине листа родители рисуют свои варианты робота, подбирая по собственному мнению наиболее полезные детали его конструкции.

При затруднении педагог даё т пояснения:

А) выберите размер робота: больше человека, ростом с человека, меньше человека.

Б) нарисуйте основную часть (тело, внутри которой будут находиться все механизмы, электроника, питание (батарейки т. п.).

В) решите, нужны ли вашему роботу ноги или нет? Если нужны, то сколько их нужно, как они выглядят?

Г) решите, нужны ли вашему роботу руки, или нет? Если нужны,то сколько их нужно, как они выглядят и где расположены (спереди, сзади, со всех сторон?

Д) решите, нужна ли вашему роботу голова или нет? Если нужна, то как она должна выглядеть?

Е) решите, нужны вашему роботу глаза? Если нужны, то сколько их, где они расположены?

Когда роботы будут нарисованы, педагог собирает листы с рисунками и, поочерёдно показывая каждый рисунок, обсуждает с родителями функциональность нарисованных частей роботов, выделяя и обводя ярким фломастером наиболее интересные и полезные.

Затем педагог на листе А3 схематично рисует сборного робота на основе отмеченных деталей из рисунков, поясняя свои действия. Далее педагог представляет родителям сборного робота для рассматриваемой профессии.

Как вы, уважаемые родители, заметили, система ТРИЗ – обучает не только ребёнка но и взрослого. Основная задача взрослого- учить детей искать и находить своё решение, придумывать что – то новое. Во время общения с детьми старайтесь задавать вопросы, используя для этого любую возможность. Если ребёнок задаёт вопрос, не торопитесь сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребёнка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребёнок не задаёт вопроса, то взрослый должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию. Мыслить ребёнок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного».

Фразы «почему», «а как ты думаешь», «какое твоё мнение», «почему так получилось», «что может из этого выйти», «как можно изменить или улучшить», должны звучать от вас при каждом разговоре с ребёнком. Это поможет детям развивать логическое мышление, будет повышать их самооценку и уверенность в своих силах!

На базе программы «STEAM-лаборатория», мы с детьми используем проверенные на практике методы и приёмы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребёнком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. (слайд 7)

«Венок знаний» (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.).

Участники мастер-класса, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на мастер-классе.

-Данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей группы. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.

Никогда не ограничивайте полёт фантазии детей. Конечно, мы знаем, какое решение можно найти для многих задач, но дети всё равно предложат еще пару десятков нестандартных вариантов. (слайд 8) Спасибо за внимание!

Автор публикации:
Конспект мастер-класса для родителей по ТРИЗ
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 20:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для родителей по ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Кондратьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД