Екатерина Ефимова
Мастер-класс для родителей старшей логопедической группы «Подготовка ребенка к школе в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Письменная речь - это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».
Публикация «Мастер-класс для родителей старшей логопедической группы „Подготовка ребенка к школе в домашних условиях“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации логопеда для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Большой процент наших воспитанников имеет нарушения, связанные с органическими поражениями нервной системы. Такие дети составляют группу риска по дисграфии.
В группу риска так же попадают дети:
1. леворукие;
2. переученные «правши»;
3. посещающие логопедическую группу;
4. семье которых говорят на двух или более языках;
5. которые слишком рано пошли в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению);
6. у которых есть проблемы с памятью, вниманием.
На что обращать внимание
• Неправильное звукопроизношение - пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
• смешиваются звуки, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д., свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д., аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д.).
• нарушения слоговой структуры - пропуски букв и слогов; перестановка слогов; вставка лишних букв в слове; повторение слогов;
• контоминация - в одном слове слоги разных слов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
• недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества) : Л вместо М; Х вместо Ж и т. д. ;
• добавление лишних элементов;
• пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
• зеркальное написание букв.
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый".
Следовательно, очень важно провести своевременную работу по профилактике этого нарушения.
К мерам ранней профилактики дисграфии (дислексии) относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Игровые приемы.
Развитие внимания, памяти: игры «Что пропало?», «Запомни и повтори», корректурные пробы.
Устранение нарушений устной речи: коррекция звукопроизношения (аритикуляционная гимнастика – сказка о веселом язычке, кубик, дорожки; постановка звука – образы; автоматизация звуков – звуковые дорожки, лабиринты, игры с картинками и мячом; дифференциация звуков – игры с мячом, отбор картинок, замена звуков).
Обогащение словаря: работа по лексическим темам проводится во взаимосвязи со всеми специалистами и во время режимных моментов. Игры: «Пройди по дорожке», «Классификация», «Обобщение».
Развитие звукового анализа и синтеза: игры «Хлопни, когда услышишь…», «Договори слово», «Собери слово»
Развитие языкового анализа и синтеза: игры «Договори предложение», «Собери предложение», «Найди нужную картинку»
Развитие грамматического строя: игры «Один – много» (словосочетания, «Назови ласково», «Скажи со словом…», «Где находится?», «Посчитай-ка».
Развитие словесно-логического мышления: игры «Что сначала, что потом?», «4-ый лишний», «Скажи наоборот».
Развитие зрительно-пространственных функций: включает несколько этапов – ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела своего и другого человека, ориентация на листе бумаги. Игры «Где предмет», проба Хеда, графические диктанты.
Также немаловажное значение имеет развитие у детей моторных и графических навыков: различные пальчиковые игры: гимнастика, игры с предметами, сухие бассейны, штриховки, обводки, копирование по клеточкам и т. д.
Мастер-класс.
Цели: показ приемов коррекционной работы для правильного выполнения домашнего задания, пофилактики дисграфии
Оборудование: картинки со звуком «Ш», мяч, синие и красные квадратики, буквы «Ш», «А», схемы предложений
Ход мастер-класса :
1. Что общего у слов: зубы, зонт, звезда? (Звук «З»)
Сегодня мы знакомимся со звуком «З».
2. Уточнение артикуляции: Так как язык упирается в зубы, воздушная струя встречает преграду. Значит звук «З» - согласный, твердый – синий цвет
3. «Поймай звук» : хлопните, если услышите слово со звуком «З»
Зоя, мак, дом, зайка, змей
4. Послушайт слова: зебра, зяблик, зеркало. (звук Зь – согласный, мягкий – зеленый цвет)
5. Твердый и мягкий звук: игра с сигналами (земля, звук, Зина, зима)
6. Место звука в слове: игра с паровозиком – поселим картинку в нужный вагон (коза, береза, зуб, газета)
7. Анализ слога «ЗА», «ЗИ»
8. Звуки обозначаем буквами. На что похожа буква З?
9. Выйдем на ковер. Тема «Дом», «Мебель».
- Пальчиковая игра «Много мебели в квартире»
- «Большой – маленький»
- «Посчитай-ка»
- Скажи со словом «деревянный» (стол – деревянный стол и т. д.)
10. «Где находится мяч?» (На столе). Составим предложения. Что такое предложение – законченная мысль, состоит из слов, имеет границы (большая буква и точка).
11. Выложим схему предложения. Разберем его (назвать первое слово, это предмет или действие)
12. Составим предложения по схемам с маленьким словом НА.
13. Итог