Ирина Щукина
Мастер-класс для родителей «Разнообразные способы лепки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Талант ваших детей находится на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ваш ребёнок! Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».
Публикация «Мастер-класс для родителей „Разнообразные способы лепки“» размещена в разделах
- Лепка, пластилин. Мастер-классы для родителей
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире. Рабочим материалом для лепки может быть, как глина, так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях. Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Во время лепки ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности. Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.
Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы, оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).
Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др., приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт, вдавливание (корзина, чашечка, блюдце, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.
Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.
Для занятий с детьми разного возраста используем такие три вида лепки:
• предметная;
• сюжетная;
• декоративная.
Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов.
Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.
Способы лепки:
• конструктивный;
• пластический;
• комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический - способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т. д.
Комбинированный - способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются.
Основные приемы лепки:
Отщипывание Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Сплющивание Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами - большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.
Скатывание Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Вдавливание Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление
Заострение Одним или двумя - тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.
Раскатывание Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Соединение Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.
Прищипывание Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.
В средней группе дети мало работают над уточнением формы, она остается обобщенной. Дети осваивают новые приёмы:
1)Учим лепить овоид (объемный овал) из шара.
2)Учим делить кусок на нужное количество частей (либ отрыванием, либо стекой, используется способ - пополам и еще раз пополам.
3)Осваивают новый способ соединения частей - примазывание, замазывание мест соединения.
4)Учим лепить посуду способом вдавливания в шар или в цилиндр и украшать ее налепом или прорисовыванием.
5)Учим лепить конус (морковка) 2 способами: оттягивание от общей массы, раскатывание с разной силой нажима.
6)Подводим детей, знакомим со способом лепки из целого куска (рыбка)
В начале года дети лепят овощи и фрукты, игрушки по типу народной - птичка. Дети усваивают правила, что общая часть лепится всей ладонью, а детали и мелкие части – пальчиками. Во втором квартале лепят «Девочка в длинной шубке», тщательно примазываю голову, примазывают руки - столбики, воротник придавливают, глаза - стекой делаю углубления, нос слегка прищипывают. На основе овоида дети могут лепить ежика, зайку, мишку, кошку, собаку и поросят. Дети могут лепить посуду другим способом - тарелочка приемом поднимания краев у диска.
При обучении лепки посуды используется полный показ со словесным пояснением (Шар держим в одной руке, на ладошке и вдавливаем большим пальцем) Полный показ и 2 варианта: сделать ручку у чашки - оттянуть от массы стенок, примазать столбик - валик к стенкам; обязательно вся посуда украшается.
Способ лепки рыбки:
1. Сначала раскатываем шар.
2. Затем раскатываем овоид.
3. Овоид расплющиваем.
4. Оттягиваем хвост, оттягиваем мордочку.
5. Прищипываем плавники, глаза делаем налепом.
6. Лепим чешую рыбки: прорисовывание стекой, налепом маленьких дисков, пайетки.
Советы родителям
1. Лепите всегда в хорошей, доброжелательной обстановке;
2. Никакой критики в сторону ребенка, лишь добрые пожелания;
3. Развивайте его любознательность;
4. Поощряйте новые, оригинальные идеи;
5. Используйте личный пример творческого подхода к решению возникших проблем;
6. Обязательно давайте возможность ребенку задавать вопросы, причем активно.