Приложение МААМ

Программа «Раз словечко, два словечко…» логопедической помощи детям раннего возраста

Долдина Мария Владимировна
Программа «Раз словечко, два словечко…» логопедической помощи детям раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

«Раз словечко, два словечко…»

оказание логопедической помощи детям раннего возраста.

Ступень обучения (возраст) – 2- 4 года

Срок реализации программы – 6 месяцев

Пояснительная записка

1. Введение

Программа предполагает как индивидуальную работу, так и подгрупповую. Это объясняется тем, что дети не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры.

Предложенные материалы адресованы логопедам и родителям, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, при определенном обучении и под руководством логопеда могут заниматься по этой программе со своими детьми самостоятельно.

2. Актуальность

В последние годы в дошкольные учреждения довольно часто поступают безречевые дети старше 2-х лет, которые общаются с помощью жестов и отдельных звуков неопределенной артикуляции, а иные вообще не имеют навыков общения.

В современной литературе представлен достаточно обширный материал по коррекции недостатков речевого развития, адресованный детям старше 4-5-ти лет (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. В. Нищева). И лишь немногие из авторов (Е. Ф. Архипова, Г. М. Лямина) предлагают методические пособия по формированию речи неговорящих детей до 3-х лет. Именно поэтому возникла потребность в создании службы ранней помощи детям в центре социального обслуживания населения на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в разработке и апробации данной программы логопедической помощи детям раннего возраста.

В основу программы логопедической помощи детям раннего возраста «Раз словечко, два словечко…» положена потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Обучение общению должно стать основной частью повседневной жизни с первых недель появления малыша на свет.

Программа рассчитана на неговорящих детей от 2 до 4 лет, имеющих сохранный слух и не имеющих грубых интеллектуальных и психических расстройств, т. е. для детей с ЗРР, ЗПРР, а также с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы:

оказание логопедической помощи детям с 1 уровнем речевого развития для успешной адаптации их в дошкольном коллективе, выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития; создание благоприятных предпосылок для развития коммуникативных навыков.

Задачи программы:

- создание условий для социализации личности ребенка.

- развитие активной подражательной речевой деятельности.

- развитие физиологического и речевого дыхания.

- совершенствование психологической базы речи (воспитание и развитие

слухового восприятия, внимания, памяти, мышления).

- развитие артикуляционной моторики, тонкой моторики пальцев рук.

- совершенствование общих речевых навыков (просодика).

- развитие импрессивной стороны речи.

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников.

4. Структура программы

Программа оказания логопедической помощи детям раннего возраста содержит 3-и ступени, на каждой из которых решаются свои задачи.

В зависимости от соматического здоровья, психо - речевого состояния ребенка, его индивидуальных личностных качеств, а также от отношения родителей к данной проблеме, время на освоение одного занятия может быть как увеличено, так и уменьшено по решению логопеда.

В зависимости от исходного состояния психо - речевого развития ребенка, коррекцию можно начать с любой ступени, не обязательно с первой.

I ступень состоит из 5 занятий, в которых содержится:

упражнения на развитие навыков общения довербального периода;

упражнения на развитие навыков подражания;

упражнения на активизацию движений пальцев рук;

упражнения на активизацию звукоподражаний, слов и жестов;

упражнения на обогащение пассивного словаря.

(На выработку этих навыков отводится в среднем 5 занятий.)

II ступень состоит из 10 занятий, в которых содержатся:

игры на развитие физиологического и речевого дыхания, силы и высоты голоса;

игры на развитие слухового внимания и речевого слуха;

упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук;

игры и задания на поощрение и закрепление речевого импульса, обогащение активного словаря;

упражнения на развитие умения понимать и точно соотносить слово с предметом, явлением, действием (на обогащение пассивного словаря).

(На приобретение вышеизложенных навыков и умений отводится в среднем 10 занятий.)

III ступень состоит из 15 занятий, в которых содержатся:

игры и задания на воспитание основ регулятивной, а затем коммуникативной функции речи;

игры и упражнения на развитие движений органов артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

упражнения на развитие тонких движений пальцев рук;

упражнения на обогащение активного и пассивного словаря по 15 лексическим темам;

упражнения и игры на развитие понимания и на употребление в речи грамматических форм и слов.

(На развитие этих навыков и умений отводится в среднем 15 занятий.)

5. Особенности детей с I уровнем речевого развития.

На этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами («би» — машина поехала, «ли» — пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух — «угу», киска — «тита», дедушка — «де», либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей — «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» - спать, «акыть» - открыть). Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук — «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать — «древ», играть в мяч — «мяч») и наоборот (кровать— «спать», самолет — «летай»). Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей

эмоционально- волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться речью, как средством коммуникации.

6. Ожидаемые результаты

При соблюдении следующих условий:

обеспечение физического здоровья малыша;

регулярное посещение занятий логопеда;

обязательное участие родителей в формировании речи ребенка под руководством логопеда;

обеспечение занятий необходимым дидактическим материалом и пособиями;

- полном прохождении данной программы

предполагаются следующие результаты:

• полное или частичное преодоление задержки речевого развития у детей старше 2-х лет;

• способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

• проявление речевой активности, желание общаться с помощью слова;

• понимание названий предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

• понимание и выполнение словесных инструкций, выраженных различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

• различение лексических значений слов и грамматических форм слова;

• участие в элементарном диалоге (ответы на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов);

• рассказывание двустиший и простых потешек;

• использование для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

• воспроизведение звукослоговой структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

• выход из моторной алалии на II или III уровень общего недоразвития речи (в зависимости от личностных и физиологических качеств ребенка, что позволит значительно снизить количество детей, нуждающихся в специальных условиях образования как в ДОУ, так и в школе.

7. Список использованной литературы

1. Аксенова Л. И., Лисеев А. А., Тюрина Н. Ш., Шкадаревич Е. В.

Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от

рождения до трех лет // Дефектология. 2002, № 5.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.

- М. : «Астрель», 2005.

3. Григорьева Г. Г., Кочеткова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. – М. : «Просвещение», 2003.

4. Громова О. Е. Новые подходы к раннему выявлению детей с задержкой развития // Логопед. 2004, № 4.

5. Дженни Силберг. Занимательные игры с малышами от 2 до 3 лет.

– М. : «Экопрос Издатцентр», 2000.

6. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста.

– М. : «Айрис-Пресс», 2005.

7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри, Сидней. Научная редакция Е. М. Мастюковой. – М. : Ассоциация Даун Синдром, 1998.

8. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ: «Детство-Пресс», 2003.

9. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие (1-3 года). – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

10. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года).

– М. : Мозаика-Синтез, 2000.

11. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Развиваем речь малыша». Комплексная

методика развития речи детей 2-3 лет.

Публикации по теме:

«Буковка за буковкой, словечко за словечком, вот и получилось стихотворенье» (творчество наших детей) Несколько лет назад мне на глаза попался конспект "Творческое рассказывание на тему "Сочиняем стихи", цель: развивать интерес к поэтическому.

Дидактическая игра «Доскажи словечко» Цель: Формировать у детей умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, чувство рифмы, творческое воображение; расширять словарный.

Дидактическая игра «Доскажи словечко. Лиса»Дидактическая игра «Доскажи словечко. Лиса» Игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: развитие умения отгадывать загадки, подбирая нужное слово по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Раз словечко, два словечко…» логопедической помощи детям раннего возраста
Опубликовано: 9 января 2025 в 12:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Раз словечко, два словечко…» логопедической помощи детям раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Долдина Мария Владимировна (УИ 3189346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД