Долдина Мария Владимировна
Программа «Раз словечко, два словечко…» логопедической помощи детям раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
«Раз словечко, два словечко…»
оказание логопедической помощи детям раннего возраста.
Ступень обучения (возраст) – 2- 4 года
Срок реализации программы – 6 месяцев
Пояснительная записка
1. Введение
Программа предполагает как индивидуальную работу, так и подгрупповую. Это объясняется тем, что дети не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры.
Предложенные материалы адресованы логопедам и родителям, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, при определенном обучении и под руководством логопеда могут заниматься по этой программе со своими детьми самостоятельно.
2. Актуальность
В последние годы в дошкольные учреждения довольно часто поступают безречевые дети старше 2-х лет, которые общаются с помощью жестов и отдельных звуков неопределенной артикуляции, а иные вообще не имеют навыков общения.
В современной литературе представлен достаточно обширный материал по коррекции недостатков речевого развития, адресованный детям старше 4-5-ти лет (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. В. Нищева). И лишь немногие из авторов (Е. Ф. Архипова, Г. М. Лямина) предлагают методические пособия по формированию речи неговорящих детей до 3-х лет. Именно поэтому возникла потребность в создании службы ранней помощи детям в центре социального обслуживания населения на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в разработке и апробации данной программы логопедической помощи детям раннего возраста.
В основу программы логопедической помощи детям раннего возраста «Раз словечко, два словечко…» положена потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Обучение общению должно стать основной частью повседневной жизни с первых недель появления малыша на свет.
Программа рассчитана на неговорящих детей от 2 до 4 лет, имеющих сохранный слух и не имеющих грубых интеллектуальных и психических расстройств, т. е. для детей с ЗРР, ЗПРР, а также с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы:
оказание логопедической помощи детям с 1 уровнем речевого развития для успешной адаптации их в дошкольном коллективе, выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития; создание благоприятных предпосылок для развития коммуникативных навыков.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности ребенка.
- развитие активной подражательной речевой деятельности.
- развитие физиологического и речевого дыхания.
- совершенствование психологической базы речи (воспитание и развитие
слухового восприятия, внимания, памяти, мышления).
- развитие артикуляционной моторики, тонкой моторики пальцев рук.
- совершенствование общих речевых навыков (просодика).
- развитие импрессивной стороны речи.
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников.
4. Структура программы
Программа оказания логопедической помощи детям раннего возраста содержит 3-и ступени, на каждой из которых решаются свои задачи.
В зависимости от соматического здоровья, психо - речевого состояния ребенка, его индивидуальных личностных качеств, а также от отношения родителей к данной проблеме, время на освоение одного занятия может быть как увеличено, так и уменьшено по решению логопеда.
В зависимости от исходного состояния психо - речевого развития ребенка, коррекцию можно начать с любой ступени, не обязательно с первой.
I ступень состоит из 5 занятий, в которых содержится:
упражнения на развитие навыков общения довербального периода;
упражнения на развитие навыков подражания;
упражнения на активизацию движений пальцев рук;
упражнения на активизацию звукоподражаний, слов и жестов;
упражнения на обогащение пассивного словаря.
(На выработку этих навыков отводится в среднем 5 занятий.)
II ступень состоит из 10 занятий, в которых содержатся:
игры на развитие физиологического и речевого дыхания, силы и высоты голоса;
игры на развитие слухового внимания и речевого слуха;
упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук;
игры и задания на поощрение и закрепление речевого импульса, обогащение активного словаря;
упражнения на развитие умения понимать и точно соотносить слово с предметом, явлением, действием (на обогащение пассивного словаря).
(На приобретение вышеизложенных навыков и умений отводится в среднем 10 занятий.)
III ступень состоит из 15 занятий, в которых содержатся:
игры и задания на воспитание основ регулятивной, а затем коммуникативной функции речи;
игры и упражнения на развитие движений органов артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;
упражнения на развитие тонких движений пальцев рук;
упражнения на обогащение активного и пассивного словаря по 15 лексическим темам;
упражнения и игры на развитие понимания и на употребление в речи грамматических форм и слов.
(На развитие этих навыков и умений отводится в среднем 15 занятий.)
5. Особенности детей с I уровнем речевого развития.
На этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами («би» — машина поехала, «ли» — пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух — «угу», киска — «тита», дедушка — «де», либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей — «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» - спать, «акыть» - открыть). Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук — «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать — «древ», играть в мяч — «мяч») и наоборот (кровать— «спать», самолет — «летай»). Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу.
В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей
эмоционально- волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться речью, как средством коммуникации.
6. Ожидаемые результаты
При соблюдении следующих условий:
обеспечение физического здоровья малыша;
регулярное посещение занятий логопеда;
обязательное участие родителей в формировании речи ребенка под руководством логопеда;
обеспечение занятий необходимым дидактическим материалом и пособиями;
- полном прохождении данной программы
предполагаются следующие результаты:
• полное или частичное преодоление задержки речевого развития у детей старше 2-х лет;
• способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
• проявление речевой активности, желание общаться с помощью слова;
• понимание названий предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
• понимание и выполнение словесных инструкций, выраженных различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
• различение лексических значений слов и грамматических форм слова;
• участие в элементарном диалоге (ответы на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов);
• рассказывание двустиший и простых потешек;
• использование для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
• воспроизведение звукослоговой структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
• выход из моторной алалии на II или III уровень общего недоразвития речи (в зависимости от личностных и физиологических качеств ребенка, что позволит значительно снизить количество детей, нуждающихся в специальных условиях образования как в ДОУ, так и в школе.
7. Список использованной литературы
1. Аксенова Л. И., Лисеев А. А., Тюрина Н. Ш., Шкадаревич Е. В.
Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от
рождения до трех лет // Дефектология. 2002, № 5.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.
- М. : «Астрель», 2005.
3. Григорьева Г. Г., Кочеткова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. – М. : «Просвещение», 2003.
4. Громова О. Е. Новые подходы к раннему выявлению детей с задержкой развития // Логопед. 2004, № 4.
5. Дженни Силберг. Занимательные игры с малышами от 2 до 3 лет.
– М. : «Экопрос Издатцентр», 2000.
6. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста.
– М. : «Айрис-Пресс», 2005.
7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри, Сидней. Научная редакция Е. М. Мастюковой. – М. : Ассоциация Даун Синдром, 1998.
8. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ: «Детство-Пресс», 2003.
9. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие (1-3 года). – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
10. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года).
– М. : Мозаика-Синтез, 2000.
11. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Развиваем речь малыша». Комплексная
методика развития речи детей 2-3 лет.