Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ» (1 фото)

Донцова Ксения Евгеньевна
Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ»

Цель: помочь родителям в минимальных затратах сил и времени на целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей с ОВЗ в домашних условиях.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка;

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а также с этапами разучивания пальчиковых игр.

Оборудование: буклеты «Пальчиковые игры», на каждого родителя: орехи, карандаши, шишки, мячики суджок.

Ход мастер-класса:

Доброе утро, уважаемые родители! Сегодня мы с вами являемся участниками мастер- класса на тему «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ».

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский.

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Разучивая тексты с гимнастикой, ребенок не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.

Однако пальчиковые игры- это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно- игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

На кончиках пальцев много нервных окончаний, поэтому работа рук способствует психическому успокоению, так порой необходимому нашим детям.

• Предлагаю вам выполнить два очень простых упражнения:

- Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее 10 раз большим пальцем. Поменяйте руки и повторите упражнение (10 раз).

- Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки.

(работа рук предотвращает развитие утомления в мозговых центрах).

• Если ваш ребенок устал и капризничает, посадите его рядом и предложите поиграть грецкими орехами. Предлагаю вам несколько упражнений:

- Возьмите два орешка и попробуйте перебирать в руках- это является хорошим успокоительным массажем.

- Покатайте их между ладонями.

-Попробуйте прокатить один орешек между пальцами.

- Растопырьте пальцы ведущей руки, вставьте между ними орешки. Попробуйте их удержать. (работа рук способствует возникновению успокаивающего эффекта).

Совет: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук- так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

• Пальчиковые игры с предметами (мячи су-джок, карандаши).

- Использование су- джок в качестве массажа, для развития мелкой моторики рук, а также с целью общего укрепления организма. Игра с ним стимулирует речевое развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук, повышает физическую и умственную работоспособность, и обеспечивающих развитие познавательных сфер ребенка. Давайте поиграем в некоторые из них:

Это шарик не простой,

Он колючий, вот какой (любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)

Будем с шариком играть,

Своим ручкам помогать (катаем горизонтально между ладонями).

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем (катаем вертикально)

Катаем, катаем, катаем

Сильней на шарик нажимаем (катаем шарик вертикально, нажимаем до покалывания).

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем (катаем шарик в центре ладошки по кругу).

В ручку правую возьмем,

В кулачек его сожмем

Раз сжимаем, два сжимаем,

Шарик мы не выпускаем.

В руку левую возьмем

В кулачек его сожмем

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

- Массаж пальцев эластичным кольцом

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, взрослый или ребенок проговаривает стихотворение гимнастики

1-2-3-4-5 (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того, чтоб показывать его

Этот пальчик самый длинный стоит он в середине

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

• Также при развитии мелкой моторики эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание с предметами и без. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. В таких играх можно использовать обычные карандаши и шишки.

• Массаж ладоней карандашом можно предложить ребенку, пока он ждет вас, чтобы порисовать.

(возьмите карандаш и покатайте его между ладонями)

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

• Игровой массаж с шишками можно проводить во время прогулки.

Катиться колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно да,да,да!

Уходи колючий еж,

В темный лес

Где ты живешь.

• Следующий вид- активные игры со стихотворным сопровождением. В стихотворной форме они запоминаются быстрее.

-Прежде чем предлагать пальчиковую игру ребенку, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.

- Для разминки предложите ребенку пальчиком нарисовать в воздухе круг, линию. Сжимать и разжимать кулачок.

После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем:

Рано утром он закрыт (сложить ладони вместе ребром перед собой)

Но к полудню ближе (раздвигаем ладони)

Раскрывает лепестки (раскрываем ладони)

Красоту их вижу (шевелим растопыренными пальчиками)

К вечеру цветок опять (закрываем ладошки, соединив пальчики)

Закрывает венчик (полностью соединяем ладошки)

И теперь он будет спать (ладошки под правую щечку)

До утра (ладошки под левую щечку)

Как птенчик (ладошки под правую щечку).

• Следующий вид- это пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю поиграть вместе со мной. Самая простая игра, в которую вы можете поиграть со своими детьми «Кулак-ладонь».

Поставьте или положите ладони перед собой. Ладонь левой руки сожмите в кулак, а ладонь правой руки поставьте горизонтально. Чередуйте положение ладоней.

А теперь я хочу вам вручить буклеты «Пальчиковые игры», и думаю наш мастер-класс вам понравился.

До свидания, до новых встреч.

Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ»
Публикации по теме:

Проведение Дня безопасности с детьми средней группыПроведение Дня безопасности с детьми средней группы Цель: формировать у детей средней группы навыки безопасного поведения в разных ситуациях. Утро Рассматривание предметных картинок со специальным.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Консультация для педагогов и родителей «Проведение прогулки» Прогулка это обязательный компонент в режиме дня, которая проходит на улице, на свежем воздухе. Она должна постоянно пополнять и обогащать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ»
Опубликовано: 4 августа 2024 в 13:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Донцова Ксения Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД