Донцова Ксения Евгеньевна
Мастер-класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь родителям в минимальных затратах сил и времени на целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей с ОВЗ в домашних условиях.
Задачи:
1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка;
2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а также с этапами разучивания пальчиковых игр.
Оборудование: буклеты «Пальчиковые игры», на каждого родителя : орехи, карандаши, шишки, мячики суджок.
Ход мастер-класса :
Доброе утро, уважаемые родители! Сегодня мы с вами являемся участниками мастер- класса на тему «Проведение пальчиковых игр с детьми ОВЗ».
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Разучивая тексты с гимнастикой, ребенок не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.
Однако пальчиковые игры- это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно- игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
На кончиках пальцев много нервных окончаний, поэтому работа рук способствует психическому успокоению, так порой необходимому нашим детям.
• Предлагаю вам выполнить два очень простых упражнения:
- Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее 10 раз большим пальцем. Поменяйте руки и повторите упражнение (10 раз).
- Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки.
(работа рук предотвращает развитие утомления в мозговых центрах).
• Если ваш ребенок устал и капризничает, посадите его рядом и предложите поиграть грецкими орехами. Предлагаю вам несколько упражнений:
- Возьмите два орешка и попробуйте перебирать в руках- это является хорошим успокоительным массажем.
- Покатайте их между ладонями.
-Попробуйте прокатить один орешек между пальцами.
- Растопырьте пальцы ведущей руки, вставьте между ними орешки. Попробуйте их удержать. (работа рук способствует возникновению успокаивающего эффекта).
Совет: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук- так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
• Пальчиковые игры с предметами (мячи су-джок, карандаши).
- Использование су- джок в качестве массажа, для развития мелкой моторики рук, а также с целью общего укрепления организма. Игра с ним стимулирует речевое развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук, повышает физическую и умственную работоспособность, и обеспечивающих развитие познавательных сфер ребенка. Давайте поиграем в некоторые из них:
Это шарик не простой,
Он колючий, вот какой (любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать (катаем горизонтально между ладонями).
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем (катаем вертикально)
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем (катаем шарик вертикально, нажимаем до покалывания).
Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем (катаем шарик в центре ладошки по кругу).
В ручку правую возьмем,
В кулачек его сожмем
Раз сжимаем, два сжимаем,
Шарик мы не выпускаем.
В руку левую возьмем
В кулачек его сожмем
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
- Массаж пальцев эластичным кольцом
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, взрослый или ребенок проговаривает стихотворение гимнастики
1-2-3-4-5 (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того, чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный стоит он в середине
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
• Также при развитии мелкой моторики эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание с предметами и без. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. В таких играх можно использовать обычные карандаши и шишки.
• Массаж ладоней карандашом можно предложить ребенку, пока он ждет вас, чтобы порисовать.
(возьмите карандаш и покатайте его между ладонями)
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
• Игровой массаж с шишками можно проводить во время прогулки.
Катиться колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно да,да,да!
Уходи колючий еж,
В темный лес
Где ты живешь.
• Следующий вид- активные игры со стихотворным сопровождением. В стихотворной форме они запоминаются быстрее.
-Прежде чем предлагать пальчиковую игру ребенку, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
- Для разминки предложите ребенку пальчиком нарисовать в воздухе круг, линию. Сжимать и разжимать кулачок.
После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем:
Рано утром он закрыт (сложить ладони вместе ребром перед собой)
Но к полудню ближе (раздвигаем ладони)
Раскрывает лепестки (раскрываем ладони)
Красоту их вижу (шевелим растопыренными пальчиками)
К вечеру цветок опять (закрываем ладошки, соединив пальчики)
Закрывает венчик (полностью соединяем ладошки)
И теперь он будет спать (ладошки под правую щечку)
До утра (ладошки под левую щечку)
Как птенчик (ладошки под правую щечку).
• Следующий вид- это пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю поиграть вместе со мной. Самая простая игра, в которую вы можете поиграть со своими детьми «Кулак-ладонь».
Поставьте или положите ладони перед собой. Ладонь левой руки сожмите в кулак, а ладонь правой руки поставьте горизонтально. Чередуйте положение ладоней.
А теперь я хочу вам вручить буклеты «Пальчиковые игры», и думаю наш мастер-класс вам понравился.
До свидания, до новых встреч.