Яна Разумовская
Мастер-класс для родителей детей младшей группы «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: Ознакомление с особенностями экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми дома
Задачи мастер-класса:
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Формировать у родителей знания о значении опытов с водой для развития ребенка;
Публикация «Мастер-класс для родителей детей младшей группы „Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в домашних условиях“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность
Планируемый результат мастер-класса: самостоятельно могут провести и создать условия для экспериментирования с детьми в домашних условиях
Подготовительная работа: разработка презентации, подготовка материалов и инструментов по количеству участников, подборка видео с экспериментами для родителей
Материалы и оборудование: заготовки цвеиков из цветной бумаги, ножницы, блюдца с водой, минералка, виноград, снег, краситель красного цвета, жидкое мыло, сода, лимонная кислота, столовая ложка, 4 стаканчика с водой, красители красного, зеленого, желтого и синего цвета. ю подсолнечное масло, шипучая таблетка, листочки красного, желтого и зелёного цвета, презентация, колонки.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты, а также все атрибуты для его проведения. Каждый родитель должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.
Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность ваша и вашего ребёнка.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
А сейчас мы бы хотели показать вам несколько экспериментов которые вы бы могли провести дома со своими детьми
Практическая часть
Опыт № 1 (родители проводят эксперимент)
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 2 (родители проводят эксперимент)
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Опыт № 3 (видео)
Вырежте небольшой прямоугольник из бумаги и сложите из него кораблик. В прозрачную ёмкость наберите воды. Опустите кораблик на воду, затем возьмите прозрачный стакан и накройте им кораблик. Опустите его под воду до самого дна. Ребёнок увидит как кораблик плавает под водой и не намокает. Дайте самому ребёнку попробовать сделать то же самое. Объясните ребёнку воздух занимает место и не впускает воду, поэтому кораблик остаётся сухим и не тонет.
Опыт № 4 (видео)
Возьмите зубочистки, надломите 5 зубочисток по середине и положите их надломленной стороной к центру, капните немного воды и посмотрите что получится, деревянные зубочистки впитали воду и приобрели образ звёздочки.
Опыт №5 (показ нами)
«Снежный вулкан»
Нам понадобится бутылка с водой, в неё добавляем краситель, немного жидкого мыла и затем встряхиваем бутылку.
Из снега слепим небольшую гору, сделаем углубление и вставим туда стаканчик. В стаканчик насыпаем 2 столовые ложки соды и лимонной кислотой, перемешиваем и наливаем подкрашенную мыльную воду. Происходит химическая реакция и получается лава.
Опыт №6 (показ нами)
Для этого эксперимента нам понадобиться 4 стаканчика с водой. В каждый стаканчик добавляем краситель. Берём 4 стакана побольше, и в каждый нальём подсолнечное масло. В каждый стаканчик выливаем крашеную воду, затем кидаем в стаканы шипучую таблетку. Разноцветные пузырьки будут подниматься до тех пока таблетка не растворится. Ребёнку будет очень увлекательно наблюдать за реакцией.
Заключение и рефлексия
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.
И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.
И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Уважаемые родители, у вас на слотах лежат листочки, красный - мне было не интересно, занятие показалось мне скучным и ничего из увиденного я использовать не буду. Жёлтый - мне было интересно, но использовать я этого не буду. И зелёный - мне было интересно и увиденное сегодня я буду использовать дома со своим ребёнком. Поднимите вверх листок того цвета каким сегодня вы видели наше собрание.
Мы бы хотели раздать вам небольше брошюры с несколькими экспериментами которые в бы могли провести дома с ребёнком.
Всем спасибо за то что пришли и принимали участие в нашем мастер-классе.