Роза Бекенова
Мастер-класс для родителей «Карты Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей (законных представителей) с методикой, разработанной В. Я. Проппом.
Задачи: 1. Познакомить родителей (законных представителей) с новыми способами развития речи и фантазии детей.
2. Научить родителей (законных представителей) самостоятельно составлять карточки для работы с детьми. Оборудование: стулья, карты Проппа, текст сказки.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Карты Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Ход мастер-класса :
Воспитатель: В современном мире, где наука и техника сделали большой шаг в развитии новых, современных и простых в использовании разнообразных гаджетов, телефонов, телевизоров и прочего, мы, взрослые люди, совершенно стали забывать, как общаться без использования современной техники. Уже сейчас у многих детей на почве того, что они мало разговаривают, а больше уделяют времени мобильным телефонам и телевизорам, наблюдается спад в речевой активности, происходит деформация речевого аппарата. Дети в том возрасте, в котором они должны уметь составлять те или иные фразы, не могут связать определенную цепочку последовательности слов, происходит «проглатывание» некоторых букв. Поэтому нам необходимо как можно больше общаться с нашими детьми, разговаривать с ними, развивая их речевой аппарат.
Сегодня я вас хочу познакомить с необычной методикой, разработанной В. Я. Проппом, которая поможет вам и вашему ребенку совместно провести досуг, посмотреть на всем известные сказки с совершенно другой стороны, развить речевой аппарат и фантазию. Мы с вами попробуем вместе составить свои собственные наборы с карточками, а также ознакомимся с некоторыми занятиями, которыми можно заниматься с детьми дома. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки. Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.
Родителям раздаются карты Проппа для просмотра.
Образцы карт Проппа Значение карт Пропа
Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»). Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»). Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). Способ достижения цели (это может быть полет на ковре- самолете, использование меча-кладенца и т. п.).
Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи). Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно). Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру). Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты). Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости). Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю, что).
Герой исполняет задание (а как же иначе).
Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления). Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета).
Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Воспитатель: На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты : - «Волшебные имена» – перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут (почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным). - «Кто на свете всех злее (милее, умнее?» – выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни.
Также можно анализировать и положительных героев. - «Хороший-плохой» – в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя (например, Емеля, его отрицательные качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый). - «Что в дороге пригодится?» – вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных (скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка). - «Волшебные или чудесные вещи» – в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. Сказка «Кот, петух и лиса»
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит. Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко – Дам тебе горошку. Петя выглянул, а лиса его – цап-царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: - Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5-8 функций, и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.
На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа. (Данные карты подписаны для удобства их освоения взрослыми, для детей карты делают без подписей) На пятом этапе происходит самая интересная работа – дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки. Давайте попробуем сочинить свою сказку, количество используемых карт не ограничено. «Жили были Иван да Марья. Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать. А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее. А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже-Марьей и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка-кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Мораль сказки – слушайся мужа».
В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов.
Воспитатель: Познакомимся с некоторыми играми для совместного досуга с ребенком использованием карт Проппа.
1. «Знакомство с картами Проппа». Садимся вместе с ребенком за стол. Обращаемся к ребенку: «Посмотри, злая волшебница заколдовала все сказки и превратила их в карточки (показываете карточки). Давай мы с тобой попробуем расшифровать их. Вместе с ребенком рассматриваете карточки и разбираем, что обозначает каждая из них: что изображено, как называется функция, как это понять. В ходе беседы ребенок сам может придумывать символы. Далее выбираем знакомую сказку для ребенка, и предлагаем найти каждую функцию в тексте сказки. Вместе разбираем, что она обозначает. Затем предлагаем ребенку выложить свою любимую сказку, рассказать ее вам, объяснить свой выбор карт.
2. «Чтение русской народной сказки «Рукавичка» (читаем ребенку сказку и беседуем) : - Как звери попали в рукавичку? (ответ ребенка) - Почему дед потерял рукавичку? (ответ ребенка) - Какой он? (ответ ребенка) - Хорошо или плохо что звери встретились в рукавичке? (ответ ребенка) А деду хорошо без рукавички? (ответ ребенка) Как ты думаешь, могут ли такие события происходить на самом деле? (ответ ребенка) Что такое сказка? (ответ ребенка) Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» (читаем ребенку рассказ и беседуем с ним) : - Есть ли в этом произведении вымысел, волшебство? (ответ ребенка) - Как в рассказе выглядит лиса? (ответ ребенка) - Как она принаряжена? (ответ ребенка) - Покажи и расскажи, как ходит лисонька? (ответ ребенка) - Почему свой хвост она носит бережно? (ответ ребенка) - Почему в рассказе лиса разбойница и хитрая? (ответ ребенка)
3. «Знакомство с русской народной сказкой «Терешечка». Чтение сказки «Терешечка», беседа с ребенком: - Понравилась ли тебе эта сказка? (ответ ребенка) - Покажи свои эмоции, используй мимику (показ ребенка) - Знаешь, мне понравился Терешечка. Угадай почему? (он ловил рыбу, кормил родителей) - Как ты думаешь, какой поступок Терешечки мне не понравился? (ответ ребенка) - Из чего был сделан Терешечка? (ответ ребенка) - Ты знаешь, что такое колодочка? (деревянный брусок). - На чем Терешечка поехал рыбу ловить? (на челноке – это легкая лодочка) - На чем можно еще плавать по озеру или реке? (ответ ребенка) - Как мать звала Терешечку? (ответ ребенка) - Скажи и покажи голосом, как она это делала? (ответ ребенка) - Образуй новые слова от слова мать (мама, мамочка, мамуленька и т. д.). - Почему защипанный гусенок спас Терешечку? (ответ ребенка) Далее выбираем узловые моменты сказки из карт Проппа : - Какую карту ты выбрал первой? (ответ ребенка) - Почему? (ответ ребенка) - О чем рассказывает нам эта сказка? (ответ ребенка) - Был ли в сказке запрет и какой? (ответ ребенка) - Можно ли ведьму назвать доброй? (ответ ребенка) - Какой картой мы ее обозначим? (ответ ребенка) - Есть ли в сказке вредительство? (ответ ребенка) - Какую задачу нужно было выполнить Терешечке? (ответ ребенка) - Кто помог ему вернуться домой? (ответ ребенка) - Будет ли гусенок героем? (в сказке два героя) - Как закончилась сказка? (ответ ребенка) - Счастливый ли у нее конец? (ответ ребенка) Подводим итог, смотрим как ребенок справился с задачей.
4. Пересказ сказки «Терешечка» Беседа с ребенком: - С какой сказкой мы познакомились недавно? (ответ ребенка) - Какой поступок Терешечки тебе не понравился? (ответ ребенка) - Как бы ты поступил на месте Терешечки? (ответ ребенка) - Кто тебе больше всего не понравился в сказке? (ведьма) - Какая она? (ответ ребенка) - Что она делала? (ответ ребенка) - Присутствуют ли в сказке добрые герои, кто они? (ответ ребенка) 20 Работа с картами. - вспоминаем узловые моменты сказки, - читаем сказку с установкой на пересказ (ребенок поднимает карты во время чтения узловых моментов, - перескываем текст с ребенком по узловым моментам ( сказать: Ты еще в прошлый раз догадался, что мне не понравился поступок Терешечки, когда он изжарил ведьмину дочь. А как можно было с ней справиться по – другому). Подводим итог, смотрим как ребенок справился с задачами. Воспитатель: Данные задания могут использоваться как для одного, так и для нескольких детей одновременно. Каждому ребенку необходим свой набор карточек. Вы можете использовать любую русскую сказку и по аналогии прочесть ее совместно с ребенком и выполнять задания. Регулярно проводя такие «тренировки», вы увидите заметные изменения в речевом и мыслительном процессе вашего ребенка. Удачи! У вас обязательно все получится!