Светлана Бархатова
Мастер-класс для родителей и педагогов: профилактика речевых нарушений у дошкольников «Будем с ручками дружить».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью пропаганды среди родителей и педагогов о пользе развития мелкой моторики рук.
В настоящее время для логопедов, воспитателей и родителей актуальным остается вопрос о развитии и профилактики детской речи.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Публикация «Мастер-класс для родителей и педагогов: профилактика речевых нарушений у дошкольников „Будем с ручками дружить“,» размещена в разделах
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
По словам В. А. Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.
Мелкая моторика – это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.
От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционной, логопедической работе с детьми.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно – ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.
Их использование в комплексном коррекционно – образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Сегодня мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными, эффективными и доступными, которые могут использовать не только логопеды в коррекционной работе, но и воспитатели в непосредственно образовательной деятельности и родители играя дома
Всю работу начинаю с самомассажа. Давайте вместе с вами поиграем:
1. Массаж поверхностей ладоней мячиками –ёжиками. Их можно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
2. Шестигранным карандашом
Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
3. .Массаж грецкими орехами
Катать два ореха между ладонями
Обязательно в занятия включаю пальчиковый игротренниг
«Кус-кус»-
бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу. Обязательно делаем двумя руками.
«Узелки»
перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы. Гласные звуки.
«Лыжники»-
вставать в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами двигаться.
«Музыканты»
нажимать сначала пальцами одной руки. Потом другой на клавиатуру из поролоновых губок.
«Фокусник» собрать кусочек полиэтилена (носовой платок) начиная с уголка.
«Волшебные превращения»
Рисовать с помощью верёвочек, камушек, интересно оставлять следы на манной крупе, муке или соли.
Но самое необычное и интересное оказалось для меня и детей эта игра с бусами.
Я приглашаю вместе со мной поиграть.
Перед началом любой работы следует обучить ребёнка приемам манипулирования с бусами, которые пригодятся в дальнейшей работе.
(Вместе со всеми выполнить фигуры)
-давайте сначала подружимся с бусами, сжать в комок, какие у вас ощущения
(колит, щекотит)
-бросить на стол, какие фигуры получились (каждый проговаривает)
- посмотрите как у нас солнышко встает
Все действия стараемся выполнять двумя руками, что позволит стимулировать развитие обоих полушарий головного мозга.
-нарисуем дорогу и пропоем гласный ааааа
-теперь превратите дорогу в любую геометрическую фигуру
- теперь придумайте, в кого или во что ещё могут превратиться ваши бусы
С детьми старшего возраста мы вместе сочиняем забавные сказки.
Давайте попробуем вместе с вами сочинить сказку с помощью бус. Правила простые рассказываем и показываем.
Я начну, а вы продолжите (совместное составление сказки)
Таким образом
• Вся работа направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
• У ребенка формируются пластичность,ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение.
• У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.
• В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи, дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью.