Ольга Олеговна Олейникова
Мастер-класс для родителей детей с РАС
«Игры-упражнения с песком»
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Мастер-классы для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с расстройством аутистического спектра форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т. д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Игры с песком необходимы для детей с РАС, они:
• развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• снимают мышечную напряжённость;
• помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
• развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый взрослым в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
• стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
• позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
• преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
• совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• способствуют расширению словарного запаса;
• позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
• способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.
Игры и упражнения для знакомства с песком
1. «Здравствуй, песочек!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ход игры:
Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно; легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой -внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
2. «Узоры на песке»
Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.
2вариант: взрослый рисует на доске, даёт устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
3. «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку превратиться в животных и побегать по песку.
Идут медвежата»- ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Прыгают зайчики»- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки»-ребенок расслабленными/напряженными пальцами создает волны на поверхности песка (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки»-ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом-«жучки здороваются»).
4. «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.
Ход игры: ребенок выбирает понравившуюся игрушку. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и прячет выбранную игрушку, ребенок должен найти их в песке. Можно плавно раздувать песок, раскапывать пальцами, использовать кисточки.
5. «Кроты»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Ход игры: Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменение поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то- же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
6. «Клад»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ход игры: Предварительно ребенок осматривает и ощупывает игрушки. Малыш отворачивается, взрослый прячет под песком игрушку, затем ребенок отгадывает, какую игрушку спрятал взрослый, ощупывая её.
Игры для развития диафрагмального дыхания
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам,
применяя игровые моменты:
• Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
• Выдыхай медленно и плавно.
• Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
1. «Выровняй дорогу»
Цель: развитие плавного направленного ротового выхода.
Ход игры: От детской машинки родитель проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
2. «Что под песком?»
Цель: развитие плавного ротового выхода.
Ход игры: Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
3. «Ямка»
Цель: развитие медленного плавного ротового выдоха.
Ход игры: Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
4. «Помоги зайцу»
Цель: развитие плавного направленного выдоха.
Ход игры: В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
5. «Дорога к другу»
Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха.
Ход игры: На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
6. «Секрет»
Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха. Ход игры: В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.