Татьяна Костакова
Мастер-класс для родителей «Цветной калейдоскоп» с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 32" г. Муром
Мастер-класс для родителей «Цветной калейдоскоп» (с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшего возраста).
Костакова Татьяна Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории. 2019 год.
Сценарий мастер класса «Цветной калейдоскоп».
Публикация «Мастер-класс для родителей „Цветной калейдоскоп“ с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с приемами рисования пальчиками и ладошкой, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
2. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
3. Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.
Форма проведения: практическое занятие.
Время проведения: 40 минут.
Материалы и оборудование: материалы для рисования (бумага, гуашь, салфетки, губки, ватные палочки, печатки из картофеля, влажные салфетки для протирания рук от краски, мультимедийная установка.
Аудитория: родители.
Ход мастер-класса
Вводная часть.
1. Значение рисования для всестороннего развития детей.
Родители заходят, рассаживаются по местам.
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас на нашем мастер - классе! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме нашего мастер - класса, а он действительно заслуживает внимания и звучит она тоже необычно «Цветной калейдоскоп». Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования с детьми младшего возраста.
Занятие рисованием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами.
Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи, что будет способствовать развитию ребенка в целом.
В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление.
В ходе рисования развиваются интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству
Основная часть.
2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
Воспитатель:
Сегодня мы с вами побываем в стране Творчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями.
Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса и покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Учитывая возрастные особенности наших детей 2-3 лет, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику:
1. Рисование ладошкой
2. Рисование пальчиками
3. Рисование с использованием поролона
4. Рисование ватными палочками
5. Оттиск печатками из картофеля.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них. Слайды (с применением этих техник)
1. Рисование ладошкой.
В ходе рисования ладонью дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование пальчиками.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Рисование с использованием поролона
Использование при рисовании поролона позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость, объёмность.
Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, снеговика, а можно очень легко закрасить фон.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
4. Рисование ватными палочками
Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать листья на деревьях, падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Способ получения изображения: Окунуть палочку в густую краску, дальше принцип нанесения точек. Можно палочкой обводить по контуру используя ее вместо кисти.
5. Оттиск печатками из картофеля.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Этим методом можно нарисовать ягоды, яблоки, овощи, веселые фигурки.
Практическая часть
4. Творческая минутка.
Воспитатель:
Я хочу предложить Вам на какой - то миг вернуться в удивительный мир детства. Представьте, что я настоящая волшебница. В руках у меня сказочная, волшебная палочка. С её взмахом я превращаю вас в ваших детей. Закройте, пожалуйста, глаза.
- Раз, два, три. Вот и снова дети мы!
Предлагаю вам выполнить работы, используя различные виды техник нетрадиционного рисования. После этого мы с вами организуем выставку ваших работ и проведём анализ.
Давайте приступим к работе, будем очень стараться и делать всё аккуратно, если пальчики испачкаются, то сразу вытирайте их салфетками.
Вы все прекрасно знаете, что самый лучший подарок для мам - это цветы, а ещё лучше подарок будет, если вы сами нарисуете эти цветы.
Чтобы наши цветы не завяли, мы их сразу поставим в вазу. Рисуем вазу через трафарет поролоновыми тычками. Убираем трафарет, как красиво получилось! Ваза готова!
А теперь будем рисовать цветы, сначала нарисуем стебли, с помощью пальчика.
Теперь мы можем нарисовать мимозу или сирень ватной палочкой, ставя точки вокруг верхней части стебля.
Давайте немножко отдохнём, сделаем пальчиковую гимнастику:
Наши руки как цветочки,
Пальчики, как лепесточки.
Солнце просыпается,
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять,
Будут очень крепко спать!
Следующий цветок мы нарисуем ладошкой, это будет тюльпан, а если оставить отпечаток ладошкой вниз, то получится колокольчик.
И ещё один цветок, нарисуем печатками из картофеля. Какая красота! Вы молодцы, очень постарались!
Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность!
Если следовать нашим рекомендациям и работать с ребенком совместно, чтобы он видел результат и то, как Вы положительно реагируете на его творчество и что сделано своими руками, тогда ребенок вырастет творческой, самостоятельной личностью.
4. Выставка рисунков родителей. Обмен мнениями.
5. Рефлексия. Оценка родителями эффективности мероприятия.
Воспитатель:
Уважаемые родители теперь, когда вы сами попробовали такой необычный вид деятельности:
- Что вы почувствовали, испытали?
- Как вы думаете, это понравилось бы вашим малышам?
- Что было для вас интересным?
Это не только увлекательное занятие, данный вид деятельности помогает вашему малышу раскрыться, научиться фантазировать, быть творческой личностью.
Предлагаю памятку для родителей: «Организация художественно -изобразительной деятельности ребёнка дома»
Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое.
На заключительном этапе своего мастер-класса я хочу вам прочитать слова великого педагога В. А. Сухомлинского.
Слайд (со словами В. А. Сухомлинского)
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!