Светлана Непомнящая
Мастер-класс для родителей «Активные игры учат говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс (для родителей) «Активные игры учат говорить»
Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми.
Предварительная работа:
Составление памяток для родителей «Речевые игры в домашних условиях».
Публикация «Мастер-класс для родителей „Активные игры учат говорить“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть на сегодняшней встрече. Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей.)
У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения. Ребенок должен уметь формулировать свои мысли, отвечать на вопросы развернутым приложением. В этом возрасте возрастает речевая активность : ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Связная речь это один из компонентов устной
формы речи детей. Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь является одним из главных показателей речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, может составить рассказ по картинке, по серии картин,
самостоятельно расположить картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Для построения длинных и развернутых предложений ребенку требуется обширный активный словарь, его развивают многие речевые игры. В некоторые из них я предлагаю вам сейчас поиграть:
Представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!
Упражнение 1.
Подбери определения к слову. Например: Шкаф большой, деревянный, коричневый и т. д. Медведь – большой, косолапый, хищный, лохматый и т. д. Кубик – квадратный, твердый, пластмассовый, легкий, синий и т. д. Конфета, мяч, чай, тарелка, заяц. А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Упражнение 2.
Что можно сделать с предметом. Например: мячик можно катать, кидать, пинать, подкидывать, бросать, мыть, вытирать и т. д. А теперь послушайте ответы детей.
Упражнение 3.
«Какими словами можно описать время года?». Осень – золотая, холодная, дождливая, хмурая и т. д. А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Есть еще множество игр по речевому развитию некоторые из них представлены ниже, и чуть позже вы можете с ними ознакомиться.
«Волшебная шкатулка»
Описание: участники игры по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков, например6 в слове кот, три звука: к. о. т. ; в слове лиса четыре звука: ль. и. с. а.
«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»
Описание: нескольким родителям предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом) : звОнит- ЗвонИт; красивЕекрасИвее; тортЫ- тОрты Украшают нашу речь точно подобранные слова, сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов.
«Придумай сравнение»
Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое: «Белка смотрит на нас черными глазами». «Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами». Выслушиваются ответы Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. «Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма
- Не в бровь, а в глаз (Точно)
-Делать из мухи слона (Преувеличивать)
-Зарубить себе на носу. (Запомнить).
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Диалогическая речь представляет собой разговор двух и более людей, где говорящий и слушающий постоянно меняются местами. Тот вид речи наиболее простая форма устной речи. Она легко поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. При развитии диалогической речи ребенка следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному; закреплять умение участвовать в общей беседе,
внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание надо уделить умению ребенка формулировать вопрос. Следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в его поле зрения,
содержательное общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец родителя и педагога. Сюда входит: обращение,
знакомство, приветствие и прощание, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, др. Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она отмечается большей развернутостью, т. к. слушатели должны понять, о чем рассказ. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания, опирается на мышление. В дошкольном возрасте дети овладевают 2 типами монологической речи:
пересказом и рассказом.
Пересказ.
Сравнительно легкая речевая деятельность. От детей требуется повторить содержание произведения наиболее близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Начинается обучение в средней группе, продолжается – в старшей, в подготовительной группе совершенствуется выразительная сторона пересказов и рассказов.
Рассказ.
Составление рассказов более сложная деятельность, чем пересказ. Этапы работы по возрастам.
В средней группе составляется описательный рассказ игрушки, предмета по восприятию, т. е. видя их.
В старшей группе – описание предметов в сравнении, составление рассказов по сюжетным картинкам.
В подготовительной группе совершенствуется рассказ по сюжетным картинкам, а потом идет обучение творческому рассказу. Например, придумать рассказ на сюжет, предложенный взрослым. Основными признаками рассказа ребенка старшего возраста являются:
Целостность рассказа (единство темы, соответствие всего рассказа главной
мысли). Структурное оформление (начало, середина, конец).
Связность (логические связи между предложениями и частями рассказами).
Объем высказывания.
Плавность (отсутствие длительных пауз).
Предлагаю родителям самим составить рассказ по серии картинок. Теперь переверните листок, на обратной стороне находится рассказ, составленный вашим ребенком. Сравните их.
Итоги:
Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет
ваш ребёнок. Занимайтесь с ребенком каждый день. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности.
Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте. Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится
высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: говорить надо внятно,
чётко и не спеша. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. Детский сад и мы, воспитатели, можем помочь вам советом рекомендациями. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно приведет к положительным результатам. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.