Афанасьева Светлана Сергеевна
Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Дидактические игры для развития элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для родителей 1 младшей группы
«Дидактические игры для развития элементарных математических
представлений у детей раннего возраста»
подготовила:
воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье д/с «Теремок»
Афанасьева Светлана Сергеевна
Дата проведения: октябрь
Публикация «Мастер-класс для родителей первой младшей группы „Дидактические игры для развития элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Цель: формирование представлений у родителей о развивающих играх и о
необходимости использования развивающих игр для своих детей не только в детском саду, но и дома.
Задачи: познакомить родителей с многообразием развивающих игр для детей раннего возраста Обратить внимание родителей на большую значимость развивающих игр для ребёнка. Способствовать положительной мотивации родителей на использование полученных знаний в практической
деятельности.
Методическое обеспечение: дидактические средства : развивающие игры
(покупные) : картинки половинки, пазлы из 2-4 элементов, домики-вкладыши,
рамки-вкладыши и др. ; развивающие игры (изготовленные воспитателем) :
сухой бассейн для рук, сенсорная коробка, игры со звучащими предметами,
игры на различие формы и цвета и др.
Участники: родители и дети.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мастер-класса
1 часть «Информационная»
Уважаемые родители!
Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что
он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и
интересного. Сядьте удобнее, возьмите своих детей на колени или посадите
рядышком, как кому удобно.
Хочется свое выступление начать высказыванием известного советского
педагога Василия Ивановича Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности».
Изготовленная руками воспитателя, игра позволяет ребенку, раскрыть свой
потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные,
тактильные) и направить образовательный процесс на достижение
положительных результатов.
- Все вы учились в школе.
-А какой предмет из школьной программы вам больше всего пригодился в
жизни? Это, конечно, математика. Как вы считаете, с какого возраста нужно
начинать учить ребенка математике?
- У нас тоже есть такой предмет, как формирование
элементарных математический представлений. Занятия по математике в
дошкольном учреждении очень сильно отличаются от занятий в школе. И
главное их отличие, что дети приобретают первые математические навыки в
игре. И сейчас я хочу вам предложить побыть немного своими детьми и
поиграть.
И первая игра, которую я хочу вам предложить – это пальчиковая
игра «Вышли пальчики гулять», которая так нравится Вашим детям.
А в этом мне поможет второй воспитатель Татьяна Сергеевна. (Воспитатель
проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родители повторяют упражнения:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная
с большого пальца. На следующие строчки - поочерёдное сгибание
пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.
- А сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не
требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко
найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать своими руками.
2 часть «Практическая»
- А сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но
в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не
требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко
найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать своими руками.
Родители играют в дидактические игры вместе с детьми, выбирая любую
по желанию. Педагог по ходу комментирует правила игры, особенности
организации игровой деятельности в раннем возрасте.
Воспитатель: Для того чтобы правильно организовать и провести игру
необходимо осуществить три этапа:
- подготовка к проведению развивающей игры : отбор игры в соответствии с
возрастом ребёнка; определение времени и места для игры; определение
количества играющих; родители сами должны изучить и осмыслить игру.
- проведение развивающей игры : ознакомление детей с содержанием игры;
показ игровых действий детям; определение роли взрослого в игре.
- анализ развивающей игры : подведение итогов игры.
По результатам игры мы определяем её эффективность, будет ли она
использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности; позволяет
выявить индивидуальные способности детей.
Сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в
тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы
можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не
требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко
найти в доме каждой хозяйки.
Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким
рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую
крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная
линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем
попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик,
5 волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой
моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему
развитие фантазии и воображения.
Игра «Мозаика из пуговиц». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а
еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок.
Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же
самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без
вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из
пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика,
мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного
эталона цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона форма
(круг, квадрат, треугольник, овал).
Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные
тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить.
Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с
мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в
рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные
крупы.
Воспитатель: В младшей группе широко применяется образовательная
деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение носит
незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной
деятельности также является игровой.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе
очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление,
воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания,
умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
В нашей группе в свободном доступе для детей находятся: разнообразные
наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек (разного цвета и
размера, которые успешно используются для упражнений в сравнении и
различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный
материал (наборы однородных предметов и игрушек и их изображений
(различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный
материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения
предметов и их изображений, пирамидки (различной величины и цвета) и т. д.
- Итак, сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете
занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое
главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами,
называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть
ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это
его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между
Вами и Вашим ребенком!
И хочется сказать в заключение, что обучая детей в процессе игры, мы и
дальше будем стремиться к тому, чтобы радость игр перешла в радость
учения! Учение должно быть радостным!
Литература:
1. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,
2007. - 336 с.
2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: пособие для
воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1983.-192 с.
3. Недопасова В. А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей. - М. :
Просвещение, 2002.-94с.
4. Касаткина Е. И., Иваненко С. С, Реуцкая Н. А, Смирнова Н. А., Смирнова
А. Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры
- издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
5. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.
Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия
развития», 1997. -240 с