Елена Елена
Мастер класс для педагогов «Эволюция конструкторов для развития технических способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов.
«Эволюция конструкторов для развития технических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
Публикация «Мастер класс для педагогов „Эволюция конструкторов для развития технических способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1. Обсудить роль конструирования во всестороннем развитии дошкольника, знакомство с новыми видами конструирования;
2. показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО-конструирования;
3. формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора.
Ход мастер -класса :
I. Теоритическая часть:
- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы живём с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста.
Одним из таких средств обучения является конструктор «LEGO», незаменимый для занятий с детьми дошкольного возраста.
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде «LEGO», так как «LEGO» позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться.
Конструктор LEGO - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.
С того дня и вплоть до настоящего времени LEGO ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». У слова LEGO два значения: «я учусь» и «я складываю».
«LEGO» — это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Это универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно собрать практически всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.
«LEGO» - технология является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие.
С помощью использования «LEGO» - конструирования формируются : умение сотрудничать с партнером, работать в паре и в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Познавательное развитие.
В процессе «LEGO» - конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве.
Речевое развитие.
В процессе конструирования из «LEGO» происходит развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства, дети рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, развивается диалогическая и монологическая речь.
Художественно-эстетическое развитие.
При помощи деталей «LEGO» можно познакомить детей не только с формой, величиной, с цветом, но и усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая различные узоры.
Физическое развитие.
Помимо мелкой моторики обеих рук «LEGO» - конструирование также способствует развитию крупной моторики.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыковисследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированиюумению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
СТРУКТУРА ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЮ СЛЕДУЮЩАЯ :
Первая часть - упражнения на развитие логического мышления и памяти, закрепление деталей конструктора, изучение схем построек.
Вторая часть – собственно конструирование - развитие способностей к наглядному и творческому моделированию.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
II. Основная часть.
Структура ЛЕГО-конструированию следующая :
• Первая часть - упражнения на развитие логического мышления и памяти, закрепление деталей конструктора, изучение схем построек.
• Вторая часть – собственно конструирование - развитие способностей к наглядному и творческому моделированию.
• Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
В LEGO-конструировании применяется несколько основных методов обучения детей…
Конструирование по образцу. Ребятам демонстрируется заранее изготовленная педагогом модель. Задача детей – сконструировать такую же модель, выдержав количество деталей, их цвет и размер.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение
Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
Конструктор ЛЕГО можно разделить на два больших класса : классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО. А также конструкторы с разными механизмами и тематическими наборами.
В своей работе я использую наборы конструктора : «Полесье», «LEGO- DUPLO», «LEGO BLOCKS» - для ознакомления. И конструктор LEGO WEDO 2,0,как основной набор. Конструктор «ТЕХНОЛАБ Базовый набор» –у нас новинка, его только начинаем осваивать.
LEGO WEDO 2.0 - это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.
ТЕХНОЛАБ –набор способствует освоению базовых навыков в области проектирования и моделирования объектов; стимулирует и развивает любознательность и интерес к технике.
(просмотр фотоотчета по проделанной работе на кружке «Робототехника»)
2. Практическая часть.
- Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам окунуться в мир «Лего» и на практике увидеть, как мы можем работать с конструктором….
«Лего» – умная игра,
Увлекательна, хитра!
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
В «Лего» поиграть скорей!
Ход мероприятия:
Педагоги сидят за круглым столом.
-Каждый из нас что-то или кого-то любит. Давайте построим «пирамиду любви» из деталей конструктора. Возьмите по одной детали. Как мы их называем? (Кубики, кирпичики)
- Я назову что-то любимое и положу свой кубик, затем каждый из вас будет называть своё любимое и присоединять кубик сверху. Например: Я люблю свою семью (Педагоги выстраивают пирамиду, говоря, что они любят.)
-Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида.
- Сегодня мы узнаем много нового о лего-играх и поиграем в них вместе с вами…
1. Игра «Вложи ряд» (слайд 1)
- Давайте потренируемся в нахождении и узнавании деталей конструктора, я будут показывать картинку с изображением деталей конструктора, а вы, должны найти такую же деталь.
2. Игра «Сделай так же» (слайд 2)
- А теперь следующее задание. Я показывают рисунок-схему, а вы запоминаете и повторяете заданную схему по памяти.
3. Игра «Симметричная мозаика» (слайд 3)
- Вы отлично справились. Я хочу вам предложить собрать симметричную мозаику в паре. (звучит музыка).
4. Игра «Лего в тесте» (слайд 4)
-Многие из вас на кухне пекут пироги…Сегодня я тоже хочу предложить вам поиграть с тестом и конструктором лего. Возьмите кусок теста, разомните его и раскатайте вместе тонкий коржик. Попробуйте опечатками деталей выложить какой-нибудь рисунок, дорожку, ветку елочки, используя различные по форме, цвету размеру детали.
- Молодцы!
- У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями, я предлагаю Вам их закончить:
o Игры с лего-конструктором развивают…
o В процессе игры дети учатся…
o Хорошо, что…
o Интересно было бы…
o Мы хотим предложить…
Рефлексия
-Понравилось Вам играть с конструктором Лего? Давайте украсим наш торт из теста деталями.
-Если вам было интересно и всё понятно — добавляем красный кубик конструктора.
-Если не очень интересно — жёлтый.
-Если не интересно — зелёный.
Я рада, что вам понравилось.
III. Заключительная часть.
- Вот и подходит к концу наш мастер класс. И в конце мне хочется сказать… «Лего» - игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя. Каждая постройка «Лего» – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.
- Но, дорогие педагоги, нам нужно запомнить и не забывать…
Эффективное использование конструкторов «Лего», в образовательном пространстве ДОУ, возможно лишь только при грамотном руководстве педагога деятельностью детей. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности.
Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность.
Помните, конструктор – ЛЕГО – это…
• Неограниченный потенциал игры: легкий сбор и разбор конструкций. Широкие игровые возможности: играть можно везде.
• Универсальность. Подходит для всех возрастов : для девочек и мальчиков, и даже взрослых.
• Всестороннее развитие ребенка : воображение, творческие способности, логическое мышление.
• Это возможность коллективной игры.
- Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами увидели лишь небольшую часть возможностей конструктора LEGO и вариантами игр с ним.
И закончить свой мастер - класс я хочу следующей фразой:
То, что я хочу познать — это яблоня,
Что я познаю — это ветвь яблони,
То, что я передаю ученику — это яблоко,
То, что он возьмёт от меня — это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня.
- Спасибо за внимание! Желаю Вам, чтобы планы всегда превращались в плоды вашего труда и приносили вам значимые результаты.