Екатерина Долматова
Мастер-класс для педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников «Веселая наука для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность дошкольников. «Веселая наука для малышей».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментальная деятельность дошкольников „Веселая наука для малышей“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Повышать методический уровень.
3. Способствовать творческому поиску.
Подготовка:
- создание презентации «Экспериментальная деятельность дошкольников.»;
- оформление буклета для педагогов;
- проектор, экран и ноутбук для просмотра презентации;
- расстановка мебели и оборудования для проведения опытов и экспериментов.
Оснащение: Использование информационных ресурсов для проведения презентации
–компьютер, мультимедийный проектор, создание мультимедийной презентации; оборудование для проведения опытов и экспериментов; листы бумаги и ручки.
Материал: пластилин, цв. бумага, ножницы, шпажки, свечи, растительное масло, кувшин с водой, красители, таблетки-шипучки (аспирин, лимон, средство для мытья посуды, сода, пластиковые стаканчики разного объема, пена для бритья, пипетки, цв. картинки с черными и красными фрагментами, сюжетные картинки природных явлений, загадки. пластиковые тарелочки, салфетки.
Организационный момент: воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как таблички на столах, таким образом, получается 5 подгрупп воспитателей.
Практическая часть:
- В начале нашего мероприятия я предлагаю Вам разделиться на команды (красная, синяя, зеленая, желтая, черная).
Красный стол:
- Мы все прекрасно знаем, что для экспериментально-исследовательской деятельности необходимы умения и навыки. А именно:
• Наблюдать;
• Видеть проблему;
• Задавать вопросы;
• Выдвигать гипотезу;
• Давать определения понятиям
• Классифицировать;
• Экспериментировать;
• Делать выводы.
- Для формирования и развития у воспитанников указанных умений и навыков вам предлагается выполнить «исследовательские упражнения».
1. Упражнение-игра «Красное-черное» (развитие наблюдательности)
Показать по 5 изображений предметов с красными и черными фрагментами. Убрать и попросить записать названия предметов в два столбика. Предварительно провести над первым столбиком красную черту, над вторым – черную. Столбики не подписывать.
2. Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами» (развитие умения видеть проблему)
- Наступила зима. Наконец выпало много снега. Он укрыл пушистым белым одеялом все вокруг: газоны, деревья, дома, тротуары, дороги»
Задача: придумать продолжение рассказа. Представив, что педагоги -
Ребенок на прогулке;
Воспитатель;
Заведующий;
Дворник;
Водитель, который привозит продукты в сад;
Мама ребенка.
3. Упражнение «Угадай, что спросили» (умение задавать вопросы)
Одному участнику шепотом задать вопрос. Он громко отвечает на него. Все остальные пытаются догадаться, о чем спросили и задают участнику вопросы.
Вопрос: Какая нить в природе самая тонкая?
Самой тонкой нитью в природе принято считать паутинку паука! Она в тысячи раз тоньше человеческого волоса. Тонкость и прочность волокна измеряют в единицах, именуемых денье. Денье – вес в граммах нити длиной в 9 километров. Нить шелковичного червя весит одно денье, а человеческий волос – 50 денье, а нить ловчей паутины паука – всего 0,07 денье.
4. Упражнение «Почему так бывает?» (развитие умения выдвигать гипотезу)
Педагогам демонстрируются сюжетные картинки и предлагается найти 4 сказочные и 4 правдивые объяснения изображенного явления. Обязательное условие – высказывания должны начинаться со слов:
Допустим;
Возможно, что;
Если;
Может быть.
5. Упражнение «Угадай-ка» (развитие умения давать определения понятиям)
Эффективным способом развития умения давать определения понятиям являются загадки.
Синий стол:
Опыт «Конвекция»
Понадобится:
• Пластилин (основа спирали);
• Спираль из цв. бумаги;
• Шпажка;
• Свеча-таблетка.
Процесс конвекция – слой воздуха нагревается, становиться легче и поднимается вверх, заставляя вращаться спираль.
Зеленый стол:
Опыт «Волшебная лампа»
В магазине часто можно видеть светильники, внутри которых двигается и переливается подсвечиваемая жидкость. Такие лампы были изобретены в начале 60-х годов. Они работают на основе масла и парафина.
Понадобится:
• Растительное масло;
• Кувшин с водой;
• Емкость;
• Таблетки -шипучки (аспирин);
• Цв. краситель.
Берем емкость и заполняем ее маслом. Доливаем немного воды, капаем пару капель красителя и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает работать, пузырьки поднимаются вверх со дна стакана, доходят до края стакана, лопаются и образуется красивое бурление в слое масла. Получается своеобразный «круговорот» в стакане (из-за разности плотности масла и воды)
Желтый стол:
Опыт «Извержение вулкана»
Понадобится:
• Лимон;
• Средство для мытья посуды;
• Краситель;
• Сода;
• Нож;
• Тарелка.
Лимон немного помять в руках, чтобы стало больше сока, срезать ножом «шапочку», вынуть немного мякоти, добавить средство для мытья посуды, краситель и соду. Лимонная кислота вступает в реакцию с содой.
Черный стол:
Опыт «Дождевые облака»
Понадобится:
• Стакан с водой;
• Пена для бритья;
• Пипетка;
• Краситель.
С помощью этого опыта схематически объясним, как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3, выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой в пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.
Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все, о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов - короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.
Ответ:
1. Эксперимент
2. Увлекательный, познавательный
3. Открывает, подтверждает, доказывает
4. Жизнь без экспериментов скучна!
5. Исследование
Выводы:
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.