Логинова
Мастер класс для педагогов «Экологические сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» п. Приволжский
Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с экологическими представлениями
Выполнила воспитатель:
Логинова Елена Леонидовна
первая квалификационная категория
Дата: 31.03.2021 год
Публикация «Мастер класс для педагогов „Экологические сказки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мастер-класс проведён на районном семинаре в МДОУ д/с № 6 «Сказка» в рамках инновационной площадки.
И. о. заведующего МДОУ №6 «Сказка» ___ГлуховаЛ. М
2021 год
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер класса «Экологические сказки»
Слайд 2. Актуальность в настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Слайд 3. Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей старшего дошкольного возраста экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи:
- Способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
Слайд 4. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.
Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.
Мастер : И сегодня мы с вами уважаемые, коллеги на практике попробуем убедиться в том, что сказки учат положительному отношению к экологии.
Я предлагаю вам каждому взять карточку из сказки (Заюшкина избушка, «Репка»). Посмотрите внимательно на изображение и разделитесь на 2 команды. Подумайте по какому признаку вы разделились? Заюшкина избушка и «Репка» команда подойдите к своему столу, а команда Избушка к своему.
1 команда Заюшкина избушка
2 команда «Репка»
Слайд 5. Задание 1. Посмотрите, что общего между этими картинками?
- как можно объединить эти два слова? Экологическая сказка
Мастер : Молодцы! правильно ответили. Идем дальше
Слайд 6. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку.
Задание2 Вам нужно отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)
2. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.)
3. Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.)
4. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь –
наказанье такое - разбила его.
(Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)
5 Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)
6 Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
(Сказка «Царевна-лягушка», экологический момент – защита животного мира.)
Слайд 7. Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Задание3. Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
1 команде. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.
Ошибки
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
2 команде. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи ходят за ягодами. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»
Ошибки:
1. Белки в спячку не впадают.
2. Зимой появляются птенцы у клеста.
3. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут
Слайд 8. Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т. д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
Задание 4. «Неживая природа в сказках»
Педагог : Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
«Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
«Гуси-лебеди» - яблоня
«По щучьему велению»-поленья идут сами в сани
«Двенадцать месяцев» - Оживают месяцы
«Морозко» - сухие деревья оживает
Слайд 9. Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее)
Задание 5. «Растения в сказках» Следующее задание
Назовите сказки, в которых встречаются растения.
«Жар- птица» – яблоня
«Репка» – репа
«Мужик и медведь» – репа, рожь
«Снежная королева» – розы
«Золушка» – тыква
«Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
«Царевна на горошине» - горох
«Царевна-лягушка» - дуб
«Гуси-лебеди» - яблоня
«Дикие лебеди» - крапива
«Аленький цветочек» - цветок
«Беляночка и Розочка» - розы
Молодцы! На все вопросы ответили правильно.
Слайд 10. Формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь составляют наблюдения окружающего мира, и помогут народные приметы. А какие радостные чувства испытывает ребенок, когда увидит совпадение приметы и наблюдения.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
Задание 6. Продолжите народную примету, связанные с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- Ворона кричит зимой – к метели
- Лягушки квакают – к дождю
- Если гусь стоит на одной ноге – к морозу
- Появились опята – лето кончилось
- Собаки кувыркаются – к пурге
Молодцы! все правильно ответили.
Слай11. Рефлексия
Надеюсь, что показанные мною задания помогут вам в осуществлении профессиональной деятельности, и возможно вы ощутите преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Я, предлагаю вам взять из моей волшебной шкатулки героя из сказок. Какой вам больше понравился. (взяли) Прошу вас ответить на вопросы.
Что вам понравилось в моем мастер - классе?
Будете ли вы использовать эти экологические сказки в своей работе?
Что бы вы добавили в этот мастер-класс, если бы проводили сами?
Что вы для себя сегодня нового взяли?
Слайд 12. Заключение Уважаемые коллеги, я представила вашему вниманию использование экологических сказок в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
И хочу закончить свой мастер-класс с словами :
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Слайд 13. Спасибо за сотрудничество!
1 команде. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.
2 команде. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи ходят за ягодами. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»
Что вам понравилось в моем мастер - классе?
Будете ли вы использовать эти экологические сказки в своей работе?
Что бы вы добавили в этот мастер-класс, если бы проводили сами?
Что вы для себя сегодня нового взяли?