Людмила Никитюк
Мастер-класс для педагогов в рамках конкурса «Воспитатель года-2014»
▼ Скачать + Заказать документы
В феврале 2014 года, в нашем городе, прошёл конкурс "Воспитатель года-2014", на котором мне присудили почётное 3 место!
Конкурс состоял из нескольких этапов, одним из которых был показ мастер-класса по теме самообразования. В течении трёх лет я со своими воспитанниками изучаю нетрадиционные техники рисования, поэтому мой мастер-класс был посвящён данной тематике.
По ходу текста встречаются цифры (1,2,. и т. д. ,они соответствуют номерам слайдов в презентации.
Публикация «Мастер-класс для педагогов в рамках конкурса „Воспитатель года-2014“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: Рисование в технике монотипия «Открытка для мамы».
Цель : расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.
Задачи: - познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работы в технике «монотипия»;
- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
-рассмотреть «монотипию» как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;
- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;
Форма проведения мастер-класса :
-с педагогами и для них без участия детей;
-лекция с элементами презентации +практическая работа.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
- работы детей и педагога в технике «монотипия»;
- методические материалы, книги по нетрадиционным техникам рисования.
Оборудование: 5 столов, расставленных полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы.
Структура мастер – класса :
1. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.
Монотипия - как вид искусства.
Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «монотипия».
3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования в технике «монотипия».
Выполнение открытки для мамы в технике монотипия.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
1. Вступительная часть.
Ведущий: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!» (1,2)
(3)Организовывая этот мастер - класс, я ставила для себя следующую цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. (4) Так же выделила несколько задач:
- познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работы в технике «монотипия»;
- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
-рассмотреть «монотипию» как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;
- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;(5)
Сейчас я попрошу выйти всех желающих принять участие в мастер –классе. Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.
Игра «Давайте поздороваемся»
Педагоги под музыку начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
• 1хлопок — здороваемся за руку;
• 2хлопок — здороваемся плечами;
• 3хлопок — здороваемся спинами.
Для полноты тактильных ощущений вводится запрет на разговоры во время игры.
Ведущий: Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь предлагаю занять места за столами.
2. Теоретически – демонстрационная часть.
Ведущий :- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверен-ный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. И мы, педагоги,знаем, что в формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство. (6)
На сегодняшний момент, рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка - найден. Это - нетрадиционные изобразительные техники. (7)
(8)Известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Я полностью согласна с этим высказыванием!
(9) Работа с детьми, для меня - это всегда интересно и увлекательно, а заниматься творчеством с воспитанниками- это сплошное удовольствие! Мне нравиться наблюдать за тем, как детей увлекает творческий процесс, именно поэтому, при обучении изобразительной деятельности я широко использую нетрадиционные техники рисования. Сегодня я хотела бы познакомить вас с техникой рисования- МОНОТИПИЯ. (10)
Признаюсь вам, монотипия – это моя любимая техника нетрадиционного рисования, поскольку доступность техники монотипия для ребенка бесспорна. Для занятий монотипией нужны совсем небольшие приготовления, все это не требует много времени, а удовольствие получаемое ребенком просто огромно.
(11) В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Это уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Это печать с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить (это художественное произведение выполненное за один приём). С помощью различных направлений монотипии на бумаге образуется оттиск с необычными узорами. Образ носит случайный характер. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т. д. В обучении старших дошкольников рисованию, я использую два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии:
(12)• Первый приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Затем выполняется прорисовка кистью, или фломастерами. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.
(13) • Второй приём – рисование пластиковой поверхностью. Из соображения безопасности, стеклянную поверхность (которая обычно используется) я заменила на крышку от СД диска. На поверхности рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; накладываем пластиковую поверхность и оставляем отпечаток и на белом листе бумаги. Можно использовать цветной или тонированный лист. Для масштабности можно использовать пластиковую поверхность большего размера, либо обычный целлофановый пакет. В этом случае, мы рисуем уже готовый сюжет на поверхности пакета, затем накрываем сухим листом бумаги белого цвета. После высыхания делаем прорисовку.
(14)Непредсказуемость результата делает эту технику актуальной, интересной для творческой деятельности детей, а так же совместной деятельности с педагогом. Совместные работы в технике монотипия украшают нашу группу, используя данную технику дети делают красивые открытки родным и близким.
(15) Конкурсная работа «Маки для мамы» заняла первое место в общегородском творческом конкурсе «Подарок для мамы».
В преддверии прекрасного женского праздника «8 марта!» я хотела бы предложить вам, уважаемые коллеги, выполнить поздравительную открытку для мамы, используя оба приёма монотипии. (16) Возможно мой опыт пригодится вам, и вы изготовите такие открытки со своими воспитанниками.
3. Практическая часть.
- Скажите, чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя весёлыми и бодрыми, что мы делаем по утрам? Правильно, зарядку. Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра.
На моей руке пять пальцев, Ритмично сжимаем и разжимаем
Пять хватальцев, пять держальцев. кулачки.
Чтоб строгать и чтоб пилить, На счёт - поочерёдно загибаем
Чтобы брать и чтоб дарить. пальчики на обеих руках.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
- Молодцы! А теперь возьмите карандаши в руки и положите между ладонями. Зажмите и покатайте. Поднесите к уху, послушайте, что вы слышите (Карандаш шуршит). Потрите ещё карандаш между ладонями. Положите карандаши и приложите свои ладошки к щекам. Какими они стали? (Тёплыми). Вот теперь наши пальчики готовы к работе.
(Звучит музыка)
Воспитатель объясняет выполнение работы, его объяснения сопровождаются показом на слайдах презентации. Участники мастер-класса выполняют работу, следуя показу воспитателя. (17-22)
Далее я предложила коллегам положить свои работы на один стол, внимательно их рассмотреть и порассуждать, на что похожи работы когда собраны вместе,что можно изобразить в данной технике кроме цветов? и т. д Затем я предложила коллегам ознакомиться с детскими работами выполненными в технике монотипия. Работы были представлены в виде небольшой выставки.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Вопросы для рефлексии участников мастер-класса.
• Какое чувство у вас вызвал просмотр детских работ в технике монотипия?
• Какие в связи с этим открытия и выводы для себя вы сделали?
• Возник ли у вас интерес к использованию нетрадиционной техники монотипия в рамках учебно-воспитательного процесса?
• Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?
Ведущий
- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.
(23) - Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!