Валентина Ершова
Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
Тема: «У игры свои секреты»
Дата проведения: 13.04.2017
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, через дидактические игры по ФЭМП.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „У игры свои секреты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи: Познакомить педагогов с математическими играми, создать условия для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Участники: педагоги ДОУ
Вывод: Каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Любая математическая игра на логику, смекалку, воображение для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними привлекательными данными и т. д. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Используемая литература:
1. Арапова – Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозайка – Синтез, 2008. – 59 с.
2. Белошистая А. В. Развитие математических способностей у дошкольников: вопросы теории и практики. – МПСИ, 2004. – 159 с.
3. Башаева Т. В. развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 101 с.
4. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и дидактические материалы. – М., 1999. – 58 с.
5. Волкова С. И., Столяров Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1993, № 7. – 34 с.
6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6. – 28 с.
7. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М. : 2003. – 121 с.
8. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \ Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. – Ульяновск, 1996. – 100 с.
9. Ресурсы интернета
Ответственный: Ершова В. А., воспитатель
План проведения мастер-класса :
Теоретическая часть.
Интерактивная часть. Проведение дидактической игры с педагогами.
Заключительная часть. В конце мероприятия были предложены памятки, с увлекательными дидактическими играми.
Ход мастер – класса.
По словам В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
При проведении занятий можно использовать стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Игра-головоломка «Танграм».
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода.
Цель: развивать образное мышление, воображение; формировать представления о форме и размере; развивать операции мышления; учить сравнивать; развивать творчество, смекалку и сообразительность; тренировать наблюдательность; способствовать развитию интереса к интеллектуальной деятельности.
Игровая задача: собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.
Описание изготовления: Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.
Правила игры : Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться. Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам, как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Дидактическая игра «Математический квадрат»
Дидактическая игра «Математический квадрат» может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми любого возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в процессе совместной деятельности с детьми, а так же в процессе самостоятельной деятельности детей.
Задачи: закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, описывать их по характерным признакам; учить определять пространственное расположение предметов; сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, закрепить знание цветов; обогащать словарный запас; развивать речь, внимание, координацию движений, мелкую мускулатуру пальцев.
Описание игры : С помощью данной игры можно выполнять с детьми различные задания.
Задание 1. Воспитатель предлагает ребёнку натянуть резинку в форме какой-либо фигуры.
Задание 2. Воспитатель предлагает разгадать загадку, а ответом будет являться фигура, которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки. Примеры загадок:
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат… (прямоугольник).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла.
Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен. (Пятиугольник)
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать? (Ромб)
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его (Трапеция)
Кубик к кубику кладём.
Строим куклам новый … (Дом)
Задание 3. Предложить создать фигуру определённого цвета.
Задание 4. Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например, построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый прямоугольник, построй фигуру больше или меньше данной.
Задание 5. По заданию воспитателя дошкольники могут закреплять расположение предметов в пространстве. Воспитатель просит сделать фигуру слева или справа линии, сверху или снизу линии. Так же можно попросить ребёнка расположить фигуры вдоль заданной стороны или расположить в нужном углу. Например: расположи треугольник вдоль правой стороны, расположи квадрат в левом верхнем углу и т. д.
Задание 6. Даётся задание расположить фигуры относительно друг друга. Например: расположите фигуры так, чтоб квадрат был справа от треугольника, расположить треугольник внутри квадрата.
В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.