Ольга Всеволодовна Прокопьева
Мастер-класс для педагогов «Играя — учимся читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение компетентности педагогов в образовательной области "Речевое развитие" по обучению дошкольников грамоте и подготовке к чтению.
Задачи:
1. Познакомить педагогов, как научить детей дошкольного возраста преодолевать трудности в условии образа печатной буквы.
2. Показать практическое применение игровых методов и приемов в формировании у детей навыков чтения, слияние гласных и согласных звуков в слоги и слова.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Играя — учимся читать“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Вызвать у педагогов интерес к разнообразным игровым технологиям, развивать свой творческий потенциал.
4. Практически показать, как научить ребенка читать короткие слова, подготовить его к школьному обучению.
Ожидаемый результат: сформировать умение педагогов созданию условий по развитию речи и чтению в совместной деятельности взрослого и детей.
Методы и приемы: Игровые -дидактические игры; наглядные -печатные пособия.
Дидактический материал: разрезная азбука, дорожки букв, ребусы, таблицы "загадочные буквы". Игры: "Сложи буковку", "Допиши первые буквы в словах". Журнал "Карапуз" (секреты слова)
Теоретический этап.
Сегодня хочу поговорить о развивающих играх по развитию речи и подготовке ребенка к чтению.
Подготовка к чтению одна из самых сложных задач, ребенку надо приложить много усилий, чтобы при слоговом чтении понять смысл слов и предложений.
Обучение следует проводить через сказку, игру, что является основной деятельностью дошкольника; именно игра понятна, интересна и доступна ребенку. Как писал К. Д. Ушинский "Только так можно, как бы мимоходом достигать каких либо успехов в чтении и грамоте" Экспериментируя со словами развиваются такие функции "ребенок нащупывает" правильную форму речи, вслушивается в звучание речи, устанавливает связи: звук, буква, слог, слово. Игры и упражнения с лексическим содержанием - необходимое условие развития смысловой стороны речи, уметь рассуждать, запоминать, делать выводы, научиться читать.
Практический этап.
Чтобы заинтересовать детей предлагаю загадать загадку о герое, который поведет нас в сказочный мир слов и звуков.
Он веселый мальчуган
И совсем не хулиган.
Ключик вытащил из тины,
Деревянный. (Буратино)
- Папо Карло купил ему замечательную книгу "Азбука", и если мы в вами заглянем в нее, тоже научимся читать.
- Спросите детей "Сразу Буратино пошел в школу?" (ответы детей).
Тренируем память по содержанию книги.
- Да, Буратино попал в театр кукол и встретил там много друзей. Девочка Мальвина предложила игру "Живая буква". Предложить детям разбиться на две команды. Мальвина называет букву, дети перестраивают так, чтобы получилась форма буквы. (А,О, У, П и тд) - итог, чья команда быстрее перестроится, тренируем память, ориентировку в пространстве.
Ребят ждет Пьеро. Предложите ребятам пройти за столы.
Следующая игра "Загадочные буквы"
- Ребята, буквы решили поиграть с нами в прятки. Нужно найти какие буквы спрятались друг за другом. Что развивает эта игра? Эта игра развивает мышление, память, воображение, внимание, самостоятельность.
- Ой, какой шум! Да это же Карабас Барабас разгневался, что в театре стало весело. Он так щелкнул плеткой, что перепугались в Азбуке буквы и распались на части. Но Буратино мальчик смелый и предлагает собрать буквы в правильном порядке.
"Сложи буковку"
Педагог предлагает команде "Буратино" - сложить буквы из разрезных частей, а команде "Пьеро"- дописать не законченные буквы. Эти игры формируют у детей логическое мышление, зрительную память, делать умозаключения. После каждой игры обязательно подбодрить ребенка, даже если он ошибся, чтобы не отбить желание к познанию.
- Ребята, вы настоящие друзья, выручили буквы из беды, а они помогли нам их запомнить и правильно называть. И они все вернулись в Азбуку.
А мальчик Буратино со своими друзьями отправятся в чудесную "страну знаний", где их ждут интересные игры. Мы с вами тоже отправимся по тропинке, которую указал нам сверчок.
Игра "Найти тропинку к предмету" Дети карандашом отмечают тропинку среди букв, только заданной букве, обозначенной в верхнем левом углу и произносят ее звуком до изображенного предмета внизу страницы.
Так же предлагаются игры: "Допиши первые буквы в словах" Цель: тренировать память, письмо буквы, "первые шаги к чтению". "Зашифрованное слово" Цель: прочти ребус. Здесь может помочь педагог, игра проводится, когда дети уже научились складывать слоги в слово, тренируем логическое мышление.
- Ребята, какие вы молодцы, вместе с нашими героями сказки "Золотой ключик", выполнили разные интересные задания и многому научились.
Подскажите, золотой ключик куда нам открыл дверь (В страну знаний). И вам я желаю по этой стране шагать весело, трудиться и не бояться трудностей. Спасибо, мне понравилось с вами играть. А вам?
- Таким образом, я уверена, что с помощью таких игр, упражнений мы поможем ребенку быть психически готовым к школе. Игры,сказки помогают ребенку быть любознательными, развивается зрительная память, слуховое внимание, мышление, речь, ребенок получает первые навыки чтения.
Благодарю за работу!