Тимофеева Ольга Александровна
Мастер-класс для педагогов «Хохломская роспись в технике «граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Хохломская роспись в технике граттаж»
Воспитатель: Тимофеева О. А.
16.02.2021 г
Цель: поделиться своими знаниями о некоторых методах рисования с педагогами.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Хохломская роспись в технике „граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
Задачи:
— познакомить педагогов с различными нетрадиционными техниками мастерства.
— научить на практике воспроизводить элементы в нетрадиционных методах.
— поделиться с педагогами своим опытом в изобразительной деятельности.
приё мы: практический.
Оборудование: столы, стулья,, плотная бумага формата А3,
простой карандаш
- деревянная шпажка или зубочистка
- кисточка (лучше плоская из синтетического волокна)
Предварительная работа: чтение литературы по художественно – эстетическому развитию; подготовка к мастер-классу;
Почему я выбрала именно эту тему.
Актуальность.
Рисование – деятельность, которая играет большую роль в развитии ребенка, развивает его творческие способности.
В процессе рисования дети выражают своё представление об окружающем мире, развивают фантазию, воображение, закрепляют знание о цвете, форме. В ходе изобразительной деятельности у ребёнка совершенствуется, эстетическое восприятии е, наблюдательность, эстетические эмоции, творческие способности, художественный вкус, создавать красивое.
На занятии «Художественно – эстетическое развитие: рисование» дети развивают умение видеть красивое в произведениях искусства. А знакомство ребенка с живописью, графики, скульптурами, декоративно-прикладного искусством – это значит расширить его кругозор.
В своей образовательной деятельности, а именно в рисовании я с ребятами использую различный материал: разноцветные мелки, краски (гуашь, акварель, уголь, пастель, природные материалы, бросовой материал и другое.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством:
- Разработали проект «Русские узоры» Цель данного проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
- мы совместно с родителями организовали мини-музей,
- рассматривание альбома «Русское народное творчество», раскраски,
- так же развивать худ. творчество помогают нам дидактические игры:
«Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Русский узор», лото «Народные сувениры», «Художественные часы», «Ромашка».
Опыт работы показывает, что дети в процессе рисования получают море положительных эмоций, а особенно, когда работаешь нетрадиционным способом.
Нетрадиционный способ рисования – это первый шаг к тому, чтобы привить к ребенку любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста.
Итоговое мероприятие в конце каждой недели – это выставка детского творчества, которой радуются не только сами дети, но и их родители.
Что можно нарисовать нетрадиционным способом в детском саду?
Практическая часть.
Я хочу представить вашему вниманию работу, сделанную мной по мотивам хохломской росписи в технике граттаж.
Немного истории. Граттаж- слово французского происхождения, обозначает «царапины». Граттаж- рисунок-гравюра, где изображение процарапывается на заранее подготовленном фоне острой деревянной палочкой.
Материалы для мастер класса :
-акварельный лист (формат зависит от размера планируемой работы)
- тушь черная (или черная гуашь)
- капля жидкого мыла
- восковые мелки или масляная пастель (желтого, красного и оранжевого цветов)
- простой карандаш
- деревянная шпажка или зубочистка
- кисточка (лучше плоская из синтетического волокна)
Ход работы: Готовим лист. Закрашиваем восковыми мелками всю поверхность листа полосами, чередуя цвета: красный, оранжевый, желтый и т. д. Закрашивать нужно плотно, что бы белый лист не просвечивался. Хочу обратить внимание, что от качества восковых мелков будет зависеть качество окончательной работы.
Когда закрасим весь лист надо стряхнуть с него крошки от воскового мелка, старайтесь это сделать как можно тщательней- в «хохломских завитках» палочка, которой будите рисовать не должна ни за что цепляться.
Теперь приступаем к нанесению черного слоя.
В классическом варианте граттажа для этого используют черную тушь, но подойдет и черная гуашь (я ее использую всегда). В краску надо добавить каплю жидкого мыла и осторожно перемешать. Закрашиваем наш цветной восковой слой черной краской. Закрашивать надо аккуратно, проводя кистью в одном направление, что бы не повредить восковой слой.
Лист должен хорошо просохнуть при комнатной температуре (часа 2-3 минимум).
Итак лист для граттажа готов. Мы с вами будем рисовать травный хохломской орнамент. Что бы было легче ориентироваться на черном фоне, мягким простым карандашом чуть касаясь фона наметим ведущий стебель - «криуль».
Теперь берем деревянную шпажку или зубочистку (кому как удобней) и начинаем процарапывать орнамент начиная с намеченного стебля, на концах завитков делаем утолщения- листики. После того, как мы прорисовали криуль, начинаем рисовать листья по всему стеблю, начиная со стыков завитков. На стыках первыми вырисовываем листочки, которые ближе к ведущему стеблю, нижний край листочка параллелен завитку криуля.
Если вы решили украсить хохломскими узорами в технике граттаж ложку, вазу или что-то другое, то я бы советовала воспользоваться трафаретами. Сначала вырезать силуэт желаемого предмета из бумаги, обвести на граттажном листе, а потом расписывать.