Татьяна Рудакова
Мастер-класс для педагогов «Страна Сенсорики»
▼ Скачать
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах реализации сенсорного воспитания дошкольников. ; познакомить с дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей; помочь с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Страна Сенсорики“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка.
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Вопрос педагогам : «Что же такое сенсорное развитие, сенсорика?»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсо рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.
Кожное восприятие включает в себя:
тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое,
осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь -плоское/объемное,
температурные ощущения,
барические ощущения (вес, тяжесть).
Дети знакомятся с сенсорными эталонами.
Вопрос педагогам : «Кто знает, какие сенсорные эталоны существуют?»
Сенсорные эталоны :
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы - геометрические фигуры;
-Эталоны величины - метрическая система мер.
- Слуховые эталоны - это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы - мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи - на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
Психологи доказали, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, цветов и других свойств предметов, игрушек и других предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В младшем возрасте:
-накопление представлений о цвете, форме, величине (как особые признаки предметов).
В среднем дошкольном возрасте:
-формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами;
-формирование сенсорных эталонов;
-обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
-развитие аналитического восприятия – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте:
-развитие мелкой моторики;
-установление сходства и различия между предметами;
-при усвоении грамоты большую роль имеет фонематический слух -различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв.
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Для решения этих задач нами подобраны дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Хочу познакомить вас с некоторыми из них, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Сегодня предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующим сенсорному развитию детей. Познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
Сейчас я вас приглашаю поиграть и отправиться в путешествие в страну «Сенсорику».
Практическая часть
- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
Поскорее встали в круг, и случится чудо вдруг.
Глазки закрывайте, влево вправо повернись,
И в ребятишек превратись!
- Нам пора отправляться в путешествие. Паровозик нас давно ждет, занимайте свои вагончики (строят импровизированный поезд).
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз.
В страну «Сенсорику» ребят он повёз.
- Внимание! Наш паровоз прибывает на станцию «Цветная».
Игра «Разноцветные платочки»
Подвижная игра, направленная на развитие внимания и реакции детей. Также позволяет закрепить знания цвета. У детей в руках платочки основных цветов. Игру можно начать с двух цветов. Когда ведущий говорит: красный платочек — дети с красным платочком прыгают, зеленый — хлопают в ладоши, синий — приседают, желтый — стоят на месте (движения могут быть любые).
Игра «Разложи шарики в корзиночки» (эстафета)
(Разложить шарики по корзиночкам в соответствии с цветом).
-На паровозике едем к следующей станции. Давайте угадаем, как она называется.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немножко сжал.
Отвечайте дети дружно -
Получился бы … (овал)
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … (квадрат)
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чём говорю, ответьте, друзья! (прямоугольник)
Он похож на колесо
А ещё на букву «О».
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это … (круг)
Станция «Геометрические фигуры». На этой станции нас встречают геометрические фигуры. Они нам приготовили много интересных игр.
Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете.
Игра «Прятки» (на развитие внимания)
Воспитатель кладет на стол геометрические фигуры (5шт.) и просит запомнить фигуры и их цвет, игроки отворачиваются, убирается одна-две из фигур. После этого участники определяют, какая фигура «спряталась».
Игра «Найди свой домик» (объемный домик с вкладышами, назвать фигуру)
Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве и внимание детей, и на закрепление знаний о геометрических фигурах. У участников в руках геометрические фигуры, нужно найти свой домик с такой же самой геометрической фигурой.
Игра эстафета «Гномики» (найти домик для геометрических фигур)
На стол кладутся домики с окошечком в виде геометрической фигуры. Каждый игрок берет геометрическую фигуру, бежит к столу и находит домик для своей фигуры.
Жили веселые гномики,
Каждый в своем домике,
Пошли гулять гномики
И перепутали домики,
Вы им скорее помогите,
В домике их проводите.
-Паровозик приглашает нас в дорогу. Занимайте вагончики и в отправляемся в путь.
Мы прибыли на конечную станцию «Мелкая моторика»
Игра – соревнование «Вороны» (развитие мелкой моторики)
Участники делятся на команды. У каждой команде по прищепке – «ворона». По сигналу нужно добежать до корзины, взять прищепкой предмет и вернуться к своей команде.
Игра «Игры с крышечками» (на развитие мелкой моторики и закрепление цвета)
На картинках нарисованы предметы. Каждый игрок выбирает себе картинку. Нужно поставить крышечки по цвету на картинку.
Игра «Самомассаж рук»
Игры развивают мелкую моторику рук. Катать между ладонями маленький мячик 1.«Су джок»
«Колючий еж»
Гладь мои ладошки, еж! (катаем шарик между ладошками)
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить! (гладим шариком ладонь)
Я хочу с тобой поладить! (дотрагиваемся каждым пальчиком до шарика, до шипов)
2. «Ребристый корпус от фломастера»
Еле, еле, еле, еле закружились карусели, (катать медленно между ладонями)
А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом. (катать быстрее)
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! (катать медленнее)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
– А сейчас нам пора возвращаться (поехали на паравозике)
Ну вот, мы и вернулись обратно.
Поскорее встали в круг, и случится чудо вдруг.
Глазки снова закрывайте, влево вправо повернулись,
И во взрослых превратились!
- В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Всем спасибо за ваше участие!
Приглашаю вас на выставку, где представлены дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей. Много игр сделано своими руками.