Марина Шипулина
Мастер-класс для педагогов «Создание языкового Кейса для развития речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов :
«Создание языкового Кейса для формирования коммуникативных навыков и развития связной речи у детей дошкольного возраста».
«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия».
К. С. Станиславский
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Создание языкового Кейса для развития речи дошкольника“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова. Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами.
Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих нарушение развития речи. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая включается в проведении специальных дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Существует определенная система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.
Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.
Артикуляционная гимнастика: «Вкусная конфета», «Блин да пирог», «Лошадка скачет», «Колокольчик», «Чистим зубки», «Губочки - дудочки», «Индюк болбочет» и другие.
Пальчиковые игры.
Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.
Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмическиеречевые игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года - в прогулки.
Продолжительность игровых упражнений: 5 – 8 минут в проветриваемом помещении; упражнение повторяется 3 – 5 раз; дуть можно не более 10 секунд спаузами, чтобы не закружилась голова; обязательно чередовать с другими упражнениями.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
Для формирования коммуникативных навыков и развития связной речи дошкольников я создала игровое пособие «Языковой кейс».
«Языковой кейс» представляет собой чемоданчик, в котором находятся речевые игры, карточки и картинки с заданиями, направленными на развитие речевого дыхания и воздушной струи, фонематического слуха и восприятия, звукового анализа, что способствует обогащению и активизации словарного запаса детей, алгоритмы по рассказыванию народных сказок, которые способствуют развитию связной речи.
Весело и непринужденно выполняя игровые задания и упражнения, дети повысят уровень фонематических процессов, обогатят словарный запас, научатся пересказывать русские сказки и составлять истории по картинкам.
В Кейс входят картинки, карточки и иллюстрации, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации. Рассматривая картинки, иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
Языковый кейс используется как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста.