Светлана Щербак
Мастер-класс для педагогов «Составления стихотворных небылиц — лимериков с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов : содействовать совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению технологией составления стихотворных небылиц - лимериков по модели.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, презентация, мяч, мольберты, маркеры.
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада вас видеть в этом зале.
Упражнение «Есть контакт!»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Составления стихотворных небылиц — лимериков с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Небылицы
- Рифмы, учимся рифмовать
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Для начала, я бы хотела попросить вас поиграть со мною в мяч. Я попрошу передать этот мяч друг другу на право. Хорошо, следующее задание: передать мяч, называя свое имя тому, кому вы передаете мяч, и третье: передать мяч с «волшебными словами» и доброжелательной мимикой и жестами. А теперь попрошу поделиться вас своими впечатлениями, что вы почувствовали?
Вывод: передача мяча — молча - это действие, оно не вызвало каких-то эмоций. В результате взаимодействия, когда передавали мяч, обращаясь к человеку, - был установлен контакт, состоялась коммуникация, а в третий раз – состоялось общение, так как были получены положительные эмоции обоими партнерами.
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Нам взрослым сложно подобрать слова для диалога, а детям это вдвойне тяжело. Наше общение будет происходить в формате мастер-класс с элементами практикума.
Я работаю в детском саду для детей с нарушением зрения - учителем-дефектологом. В мой методический комплекс входят такие занятия как СБО, ОП, РЗВ, ММ. Но я столкнулись на своих занятиях с такой проблемой, что у детей:
Очень бедная речь. Недостаточный словарный запас.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Поэтому в своей работе я решила попробовать методику «Лимерики». Так как Лимерик - это средство развития детского речевого творчества.
Лимерик – это своего рода стихотворение, одна из составляющих английского юмора и культуры. Корни жанра лимериков – в устном народном творчестве Великобритании.
Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с 3 летнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Перед началом занятия мы с детьми играем в игры :
«Складные картинки»
«Придумай рифмованное слово»
«Придумаем рифмованные строчки»
«Составление лимериков»
«Доскажи словечко»
«Склад-несклад»
«Чистоговорки»
«Сочини дальше»
«Дразнилка»
Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов
1. «Складные картинки»
Цель:обучать детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход:педагог раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т. д.). Поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Методические рекомендации. Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
2. «Придумай рифмованное слово»
Цель:обучать детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход:педагог называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
Пример: педагог говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".
Методические рекомендации. Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что педагог объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.
Пример:
- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";
- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";
- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";
- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".
3. «Придумай рифмованные строчки»
Цель:обучать детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Ход:педагог предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
Пример: "Жил-был рак и был похож на мак".
Методические рекомендации. Педагог поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).
В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). жила была тучка, она была похожа на кучку
Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста. Здесь же на этом этапе можно предложить составить рифмованные предложения – сравнения, используя круги Луллия.
Пример Лягушка, как квадратная подушка.
4. «Составление лимериков»
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход:педагог предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика или домик «Рифмы» : В лимерике пять строчек. Первая строчка рифмуется со второй, третья с четвёртой. А пятая является выводом и может не рифмоваться.
Модель лимерика.
По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка. Жил – был (объект)
2 строчка. Сравнение или указание на свойство объекта (какой)
3 строчка. 4 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами (Что делает? С кем общался)
5 строчка. Вывод (утверждение или мораль)
Жил-был объект
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод
Педагог предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми педагог сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
Пример:
Жила-была певунья-птичка,
Была красивой, как синичка.
По дороге она за жуком бежала,
А потом на травке долго лежала.
Вот какая беззаботная птичка.
Методические рекомендации. Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет педагог.
Дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.
5. «Сочиняем разные лимерики»
Цель:обучать детей создавать варианты рифмованных текстов.
Ход:педагог предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…" :
Если бы певунья-птичка была красивой, как синичка,
По дороге б она за жуком не бежала,
А потом на траве долго не лежала.
Вот какое правило должна знать птичка.
Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик :
Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала.
Лучше пусть бы она в небесах полетала.
6. «Стишок про нас»
Цель:обучать детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.
Ход:педагог предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это.
Пример: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок :
Жил-был мальчик по имени Саша,
И во рту у него была каша.
У логопеда он занимался
И звуки произносить старался.
Теперь Саша научился красиво говорить.
7. «Придумаем стишок про занятия»
Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях.
Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) педагог предлагает детям составить стишок о том, что они узнали.
После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст:
Жила-была единица клыкастая,
И была она немного зубастая.
Но с ноликом она подружилась,
И в десяток она превратилась.
Теперь мы научились писать цифру 10.
После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью, может родиться следующее стихотворение :
Если бы кисточка была смелая,
То она была бы и умелая.
Неаккуратные пятна бы не оставляла
И хорошими работами нас удивляла.
Ох, как тяжело работать с палитрой.
Но мы все равно научимся.
По итогам чтения сказки "Золушка" и анализа литературных героев создаются подобные рифмованные тексты:
Жила-была мачеха вредная
И была она не бедная.
Золушке все время работу давала
И делать ее заставляла.
Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку.
Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий.
Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения детей составлять рифмованные тексты.
Работа по составлению лимерик «захватила» не только детей, но и их родителей.