Зинатуллина Елена Юрьевна
Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Река времени» в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов с использованием
технологии «Река времени» в работе с детьми
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию технологию - «Река времени», автора Коротковой Надежды Александровны.
Актуальность технологии заключается в том, что ее можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов с использованием технологии „Река времени“ в работе с детьми» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Надежда Александровна предложила использовать дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Технология «Река времени» направлена на освоение временных отношений – от прошлого к настоящему, которые развивают последовательность развития мира по каждому направлению.
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм, можно использовать в ОД, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок» :
• «древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;
• «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже,
• «настоящее» - современный мир, может быть и будущее.
Технология строится на следующих принципах:
• Принцип доступности фактов, которые понятны детям.
• Принцип наглядности - подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Принцип эмоционального восприятия информации.
Возможно использовать следующие методы :
• Словесный метод. Рассказ, беседы. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети.
• Наглядный метод. Рассматривание сюжетных и предметных картинок. Использование видеофильмов и диафильмов.
• Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок.
• Игровой метод. игры на развитие умственной компетенции.
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени» :
• Обсуждение реального или вымышленного события.
• Постановка цели исследования (узнать).
• Анализ-сравнение, активное обсуждение материала.
• Работа в подгруппах : сортировка и закрепление иллюстраций на панно «река времени».
• Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
Путешествие по «реке времени»
А сейчас я предлагаю Вам отправиться со мной в путешествие по реке времени и мне хотелось бы Вам показать несколько упражнений, которые можно проводить с детьми, готовы?
Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь.
-Ой, мне, кажется, что мы попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
Первая остановка «Древность»
Отгадайте загадку и узнаете о чем мы сегодня будем с вами говорить:
Накормишь – живет
Напоишь – умрет. (костер)
-В древние времена костер «служил» для людей освещением, теплом, светом, способом приготовления пищи, отпугиванием животных, как они его добывали? (брали острую деревянную палочку и упирали ее в деревянный брусок, появлялся дым, начиналось тление опилок и получалось возгорание)
Давайте поместим картинку на «реке времени» возле метки «древность».
Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «старина».
Отгадайте загадку:
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали,
Песню пели, славно… чинно
А зовут ее… (лучина)
Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?
Давайте поместим картинку на «реке времени» возле метки «старина».
Вот мы и приблизились к последней нашей остановке «настоящее».
Отгадайте загадку:
Она все спички победила.
В горючем газе её сила.
Устала - надо заправлять,
Пылала чтоб она опять. (Зажигалка)
-В современном мире людям намного проще стало жить, люди не добывают огонь, а можно пойти и купить в магазине зажигалки.
Вот так, коллеги, можно использовать данную технологию в воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в нашем детском саду, является работа с родителями. Родители тоже могут стать непосредственными участниками педагогического процесса. Для этого необходимо:
• Заинтересовать родителей проблемой: “Ознакомление детей с окружающей действительностью с использованием технологии “ река времени”.
• Продумать эффективные способы информирования родителей.
• Привлекать родителей к сотрудничеству и участию в совместных мероприятиях.
Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять» - это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Синквейн учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все, о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна и пример представлены на доске:
• 1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
• 2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
• 3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
• 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;
• 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Исследование
Интересное, познавательное
Учиться, знать, мыслить.
Интересно узнавать новые факты
Изучение
Молодцы, хорошо справились с заданием!
Была ли информация, полученная в ходе нашей встречи полезна Вам?
Будете ли вы её использовать в работе с дошкольниками?
Я надеюсь, что полученные вами сведения, послужат стимулом к использованию этой технологии в работе с детьми. Желаю вам творческих успехов!
Заключение:
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она развивает детей отлично.
Список использованной литературы :
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
2. «Что было до…» Дыбина О. В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.
3. «Рукотворный мир» Дыбина О. В. Творческий центр Сфера, 2011