Татьяна Семенова
Мастер-класс для педагогов «Роспись платочка» в технике батик
Мастер-класс
Тема: Мир батика.
Цель: Учить педагогов использовать в рисовании с детьми нетрадиционные технику- Батик.
Задача: Повышать уровень знании педагогов в области нетрадиционного рисования.
Предварительная работа: Создание слайдов, подбор необходимых материалов для проведения имитационной игры и моделирования: резерв, стеклянные трубочки для резерва, простые карандаши, пяльца, кисти разной толщины, краска для ткани, фен, утюг.
Презентация педагогического опыта :
(Слайд №2)
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Роспись платочка“ в технике батик» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2015
-Уважаемые коллеги, назовите пожалуйста известные вам нетрадиционные способы рисования?
-Сегодня на мастер-классе я вас познакомлю с техникой нетрадиционного рисования, которая нечасто используется в детских садах - это батик. (Слайд №3)
С индонезийского языка батик переводится как «нанесение горячим воском». "За" - означает хлопчатобумажная ткань, a "tik" — «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи тканей — батик.
Искусство росписи тканей подарило миру узоры на русских сарафанах, индийских сари и японских кимоно.
Возможность окружать себя красивыми вещами во все времена было признаком высокого статуса человека. Сегодня иметь эксклюзивную вещь или предмет одежды ручной работы - признак хорошего вкуса и способности ценить прекрасное. Изделия получаются уникальными в своем роде. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.
Роспись по ткани «Батик» - предполагает нанесение рисунка на ткань с помощью резервирующего состава предотвращающего растекаемость краски по поверхности ткани. Существует большое разнообразие способов росписи ткани, но можно выделить 5 основных, в зависимости от способов нанесения узора на ткань.
(Слайд №4)
• Горячий: простой, сложный, работа от пятна
• Бандан: с помощью камешка, складной, сырым по сырому
• Дополнительные эффекты: присыпка сухими красителями, крокле, процарапывание, отмывка белизной
• Холодный: роспись по белому фону, роспись по
предварительно окрашенному фону, цветная графика,
витраж, многослойная техника, солевой эффект.
•Свободная роспись
(Слайд №5)
1. ГОРЯЧИЙ БАТИК
Рисунок выполняется с помощью резерва разогретого на электрической плите. Отсюда название горячий. Наиболее сложный из существующих видов росписи. На ткань наносится бледный рисунок карандашом по эскизу. Роспись ведется от светлого к темному, по окончании работы ткань снимается с рамки, проглаживается через газету утюгом, до полного исчезновения резерва.
(Слайды № 6,7)
2.«БАНДАН» - УЗЕЛКОКАЯ ТЕХНИКА - способ окрашивать ткань с помощью узелков. Рисунок тем интереснее, чем туже завязаны нити.
а)с помощью камешка
Несколько камешков разных размеров положить на ткань и туго перевязав прочными нитями.
б)складной
Узор на ткани получается путем складывания. Результат можно предугадать, он зависит от того каким образом сложишь ткань.
в)сырым по сырому
Ткань предварительно окрашивается 3-4 цветами и на границе соединения цветов завязывают камни, опускают в краситель, затем закрепляют в холодной воде, сушат, удаляют нити и проглаживают. Наиболее интересный вид бандана.
(Слайды №8,9,10,11)
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Способы сделать работу более интересной, выразительной, а так же способы исправления некоторых ошибок в работе,
а)присыпка сухими красителями
Смочить ткань в нужных местах по эскизу. Слегка присыпать сухими красителями. Как только частицы порошка коснулись ткани, на ней появляется цветной узор. Цветные точки, от которых тянутся в сторону цветные разводы, напоминающие хвосты кометы. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интереснее узор.
б)«Крокле»
На последнем заключительном этапе, когда вся работа покрыта резервом и подготовлена к оформлению, можно применить данный дополнительный эффект. Выполняем заломы руками, воск ломается, образуются трещинки в различных направлениях, которые могут скрыть некоторые дефекты, придать фактурность, дополнить цветовую гамму, оживить слишком лаконичную композицию. В полученные трещинки втираем краситель. Просушиваем и проглаживаем через бумагу до полного исчезновения резерва.
Работа, выполненная с применением дополнительного эффекта «крокле»,
называется «КРОКЕЛЮР».
в)С помощью крупной соли можно также высветлить нужные места
д) Процарапывание
в) Отмывка белизной
Белизна имеет свойство «съедать краску. На сырую, невысохшую работу нанести с помощью кисти белизну. По контуру рисунка образуется новый интересный незапланированный рисунок.
(Слайд №12)
3. ХОЛОДНЫЙ БАТИК.
Рисунок выполняется с помощью холодного резервирующего состава.
Отсюда название - холодный. Основан на контурном нанесении резервирующего состава на ткань. Резерв применяется не только для ограничения растекающейся краски по поверхности, но может иметь самостоятельное декоративное значение. Линии контура ограничивают часть рисунка замыкают его.
(Слайд №13)
5. Свободная роспись
Представление собственной системы.
На занятиях ИЗО деятельности мною широко используются нетрадиционные методы рисования.
Используются разные техники такие как : монотипия, граттаж,паунтилизм, набрызг, пластелинография, рисование по мокрой мятой
бумаге, батик и т. п.
Детям очень нравится рисовать такими техниками, такова природа детей, что все необычное притягивает, активизирует их самостоятельность и фантазию.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Темой моего самообразованию на 2009-2010-является «Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном образовательном учреждении». Был составлен перспективный план на год. 1раз в неделю проводятся занятия с подготовительными группами.
Проведена работа с педагогами - «Школа молодого воспитателя».
В ИЗО студии детского сада создан экспериментальный уголок.
А также в целях реализации годового плана наряду с общеизвестными техниками стала использовать технику Батик.
Прежде чем знакомить с этой техникой детей, я прошла - курсы в Муниципальном учреждении культуры «Музейно-культурный центр», по теме: «Батик. Виды росписи ткани» 24часа.
Эта техника была изучена более подробно. На этих занятиях дети познакомились с такими способами как:
(Слайд №14,15, 16)- Складной (платочки,
А также дети узнали дополнительные эффекты батика :
(Слайд № 21, 22, 23)- Присыпка красителями (салют,
(Слайд № 24-28)- Крокле (панно)- «Корабль плывет»
(Слайд № 29)- Печать
(Слайд №30, 31, 32) -Холодный батик (в качестве резервирующего средства-клей ПВА)
(слайд №33)
Имитационная игра:
-Уважаемые коллеги, прошу желающих попробовать себя в технике батик сесть за столы.
Тема игры: Платочки
Задачи: познакомить с холодным батиком, учить наносить ровные линии контура.
Материалы: Платочки, резерв, стеклянные трубочки для резерва, краска для ткани, кисти, вода, простые карандаши.
Ход игры:
(перед педагогами выставляется поэтапность работы)
Итак начнем- сначала нужно нарисовать на ткани рисунок от руки или по шаблону простым карандашом, желательно взять мягкий карандаш. После этого нужно натянуть на пяльцы ткань с рисунком.
Дальше будем работать с резервом-резерв нужен для того, чтобы краска не растеклась за пределы рисунка. Резерв наносилi ровно по контуру, а также мо. жно обвести узоры на предметах.
Следующий шаг — это выполнение работы в цвете, аккуратно легким прикосновением кисти наносим краску на ткань.
Чтобы прорисовать мелкие детали, работу можно подсушить феном. Полностью готовую работу прогладить утюгом, для закрепления рисунка.
Этапы работы:
1. Па платочек наносим простым карандашом рисунок, от руки или по трафарету.
2. Взять пялъцы, ткань, кнопки и натянуть ткань на рамку.
3. Обвести рисунок по контуру резервом с помощью стеклянной трубочки.
4. Прорисовка рисунка цветом.
5. Для быстроты работы высушить феном поверхность ткани.
6. Ткань снять с рамки и прогладить утюгом.
Моделирование:
Уважаемые коллеги, а теперь я вам предлагаю самим попробовать выполнить работу в техники холодный батик. Рисунок вы
можете нарисовать сами или выполнить с помощью приготовленных мною трафаретов.
Я буду в роли консультанта, поэтому, кому что не понятно пожалуйста обращайтесь я буду помогать индивидуально каждому.
(Слайд №34)
Рефлексия:
сегодня я узнал. было интересно. было трудно. я понял, что. теперь я могу. я почувствовал, что. я приобрел. ’ я научился. я попробую. меня удивило. мне захотелось.