Татьяна Сухова
Мастер-класс для педагогов «Речевое дыхание»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое речевое дыхание?
Физиологическое дыхание нужно человеку для газообмена, оно совершается непроизвольно. Вдох и выдох происходят последовательно, через равные промежутки времени.
Правильное физиологическое дыхание – это дыхание через нос. Дыхание ртом вредно, грозит заболеваниями миндалин и дыхательной системы. Носовое дыхание вентилирует лёгкие, оказывает благоприятное влияние на кровеносные сосуды головного мозга, защищает лёгкие и горло от пыли и холодного воздуха.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речевое дыхание“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дыхательные упражнения для физиологического дыхания используют при лечении насморка, фарингита, ларингита, бронхита, неврозов, бронхиальной астмы. Тренировка дыхания помогает исправить дефекты звукопроизношения. Правильное носовое дыхание – хорошая профилактика многих заболеваний, главное условие правильного развития речи и голоса.
Для речи обычного дыхания недостаточно. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Для чтения вслух, монолога необходим большой объем воздуха, дыхательный запас и экономное расходование. Управление этими процессами происходит в дыхательном центре головного мозга. На первых порах для развития речевого дыхания необходимы сознание и воля. Затем речевое дыхание становится организованным и непроизвольным.
Дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрого вдоха и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Я представлю вашему вниманию несколько упражнений, которые будут полезны как детям, так и самим педагогам для работы. Занимают эти упражнения от 3 до 5 минут. Их необходимо выполнять каждый день, в спокойном состоянии.
1. «Пион» (глубокий вдох носом, медленный выдох ртом)
Мы увидели пион, как приятно пахнет он,
Воздух носом втянем дружно, нам пион понюхать нужно.
2. «Свеча» (глубокий вдох носом, резкий короткий выдох ртом, два выдоха)
Нужно глубоко вдохнуть, чтобы свечку нам задуть,
Резко выдыхаем, свечка затухает.
3. «Снежинки» (Делаем глубокий вдох носом, и несколько коротких выдохов ртом)
Я на варежку подую, все снежинки с неё сдую.
Раз, два, три, четыре, пять, снежинки падают опять.
4. «Насос» (чередование короткого вдоха с коротким выдохом)
Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.
Превращаемся в насосы, поливаем мы мимозы.
5. «Лес» (глубокий вдох и длинный плавный выдох)
Дышать в лесу приятно и легко.
Мы в лес пришли, и дышим глубоко.
Все перечисленные этапы упражнений направлены на развитие речевого типа дыхания, которые необходимы для успешного овладения детьми речевой функцией.
Правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности речи. Успехов и правильного дыхания!