Надежда Иоселева
Мастер-класс для педагогов «Радужная ёлочка»
▼ Скачать
Мастер - класс для педагогов «Радужная ёлочка»
(с использованием развивающей технологии В. В. Воскобовича)
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с дошкольниками.
Задачи:
• систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В. В. Воскобовича;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Радужная ёлочка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Новогодние елочки. Мастер-классы, поделки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
• обучить участников мастер-класса методам и приёмам применения развивающей игры в педагогическом процессе;
• развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание использовать на практике данную технологию.
Демонстрационный материал: универсальное игровое пособие В. В. Воскобовича «Елочка»; схема елочки на доске.
Раздаточный материал: наборы геометрических форм – овалы, прямоугольники.
План проведения мастер-класса.
1. Вступительное слово, актуальность темы.
2. Ознакомление участников мастер-класса с игровой технологией.
3. Выполнение практических заданий с участниками мастер-класса по использованию пособия.
4. Рефлексия: подведение итогов; вопросы участников мастер-класса.
Ход мастер-класса.
1. Вступительное слово, актуальность темы.
Ведущий мастер-класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы продолжаем знакомиться с игровой технологией развивающего обучения Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Большая часть работы педагога ДОУ направлена на развитие познавательной и интеллектуальной сфер дошкольников. Игр и заданий на развитие интеллекта дошкольников существует огромное количество. В мастер-классе я постараюсь продемонстрировать вам возможности использования в процессе работы с детьми одной из игр В. В. Воскобовича, которая называется «Ёлочка».
В основу авторской технологии положена основная деятельность дошкольника – игровая, в ходе которой решаются задачи умственного развития ребенка.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».
Игровое пособие-конструктор «Ёлочка» является прекрасным средством для развития произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, формирования способности анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В игре при решении проблемных и творческих задач у дошкольников развиваются творческое воображение, пространственное мышление, а также глазодвигательные функции, зрительное, тактильно-осязательное восприятие предметов, что так важно в лечебной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В конце мастер-класса мы постараемся вместе назвать задачи, которые решает применение данного пособия.
2. Ознакомление участников мастер-класса с игровой технологией.
Ведущий мастер-класса: Из чего же состоит игровое универсальное пособие?
Оно представляет собой ёлочку из ковролина, которую дети выкладывают на ковролиновой основе и украшают затем «шариками, фонариками, звездочками, гирляндами». Так мы называем геометрические формы, веревочки. Игру можно разместить на наклонной доске, столе, а можно стационарно прикрепить к стене.
Высота елочки - 50 см. Она состоит из 10 частей ярусов ветвей семи цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и трех монохромных цветов: серый, черный, белый. Елочка украшена верхушкой-звездой. В комплект входят 75 геометрических фигур пяти цветов: красный, белый, синий, зеленый и желтый. Каждая форма трех размеров. В пособии пять геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал. Разноцветные веревочки длиной 50 см и тех же цветов. Белые звездочки имеют три размера: большие, средние и малые. Каждого размера по пять штук.
Универсальное игровое пособие В. В. Воскобовича «Елочка» многофункционально и универсально. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач.
3. Выполнение практических заданий участниками мастер-класса по использованию пособия.
Ведущий мастер-класса: Приближается любимый праздник детворы – Новый год!
Послушайте сказку. В зимнем лесу жила-была ёлочка. Вот такая! (Показываю верхние три яруса ветвей.) Была она маленькая, да и как полагается елочке, зеленой. Однажды в новогоднюю ночь мимо пробегали гномики и разукрасили её во все цвета радуги. Была елочка зеленой, а стала волшебной на радость детворе! Давайте поиграем с радужной елочкой!
(Дидактические задания выполняются педагогами у ёлочки.)
Дидактические задания №1 Развитие памяти
* Посмотрите на ёлочку, запомните расположение ветвей, отвернитесь и назовите цвета веток ёлочки.
* Можно используя мнемическое стихотворение «Каждый охотник…», соотнести с цветами елочки.
* Автор предлагает иной путь соотношения цвета веток со словом. Он даёт им имена сказочных гномов: «Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, Черныш, Сержик, Белыш».
Дидактические задания №2 Речевое развитие
* «Похвалите елочку» (Каждый правильный ответ отмечается игроком звездочкой на елке. После подсчета звездочек выбирается победитель.)
* «Украсьте ёлочку, как хотите. Расскажите.»
Дидактические задания №3 Счёт, величина
* Разложите ярусы ветвей по длине, начиная с самой длинной, назови правильно длину. Как можно доказать правильность ответа?
* Сосчитайте ветви сверху – вниз и снизу - вверх. Изменился ответ?
* Сосчитайте фонарики, звездочки, отсчитайте нужное количество.
* На верхнюю ветку прикрепите одну звездочку, а на каждую следующую прибавляйте по одной звездочке. Сколько звезд на нижней ветке? Отметить состав числа до 10. Упражнение в прямом и обратном счёте.
* Сосчитайте полоски в количественном порядке: какая по счёту полоска чёрная, синяя и т. д.
* Какая по счету полоска находится между белой и чёрной? И т. д.
* Подберите гирлянды по длине.
Дидактические задания №4 Геометрические фигуры
* На нижнюю полоску выложите большие квадраты. Аналогично остальные задания: маленькие треугольники, средние овалы.
* Украсьте ёлочку только синими квадратами, только кругами, только маленькими формами и т. д.
* Геометрический диктант.
* «Продолжи ряд». Цепочка геометрических форм отличается одним признаком - только цветом (размером, формой); или двумя признаками: размером и формой; цветом и формой, размером и цветом.
Дидактические задания №5 Пространственные представления
* Расположите желтый круг справа от звезды (слева, сверху)
* Расположите синий треугольник сбоку, рядом, дальше, ближе, между, в середине и т. д.
* Положите белый треугольник между красным и синим квадратами и т. д.
* Положите красный прямоугольник на середину ёлочки. Над ним красный квадрат, под ним – желтый треугольник, справа – белый овал, слева – синий круг и т. д. Расскажите, что где находиться?
* «Сделайте фотографию шаров для папы» - составление микросхемы пространства.
* «Украсьте ёлочку по схеме» (Схема на доске)
* «Расположите гирлянды по-разному»: сверху-вниз, зигзагом, слева-направо.
* «Угадайте, чего не стало?»
*«Угадайте, что изменилось?»
Дидактические задания №6 Развитие логического мышления, творчества
* «Украсить ёлочку гирляндами» Слева закрепите гирлянду не синюю, не красную и не белую и т. д.
* Украсить ёлочку фигурами не квадратными, не круглыми, не овальными, не прямоугольными; не имеющими углов; только имеющими углы и т. д.
* Украсить ёлочку овалами меньше самого большого и больше самого маленького и т. д.
* Дед Мороз торопился собрать гирлянду и допустил ошибку. Найдите её. (Цвет, размер, форма)
* Сосчитайте возможные варианты расположения фигур: квадрат, треугольник, овал.
* Сложите из деталей ёлочки различные фигуры: буквы, цифры, изображения.
* Придумайте из геометрических форм новогодние игрушки.
Таким образом, используя авторскую игру, подключая вашу фантазию, вы можете в непринужденной игровой, интересной для дошкольника форме, достичь результатов в развитии интеллектуальной сферы детей.
Игра имеет широкий возрастной диапазон. Она начинается с простого манипулирования деталями, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, поэтому в одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет.
Дидактические задания готового развивающего дидактического материала можно систематизировать по возрастам и образовательным задачам. Одна и та же игра решает разнообразные задачи образовательной деятельности в течение длительного времени.
Развивающую игру В. В. Воскобовича можно использовать в совместной групповой, подгрупповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей.
Играя, можно использовать методические рекомендации автора, а также педагогу можно придумывать и свои варианты игровых заданий.
4. Рефлексия: подведение итогов; вопросы участников мастер-класса.
Ведущий мастер-класса: Давайте подведем итоги нашего мастер-класса. Итак, какие задачи решает применение универсального пособия – конструктора «Ёлочка»? (Ответы участников мастер-класса.)
Игра способствует:
• развитию процессов комбинаторного, вариативного и логического мышления, творческого воображения;
• формированию сенсорных свойств и качеств предметов: учит ребенка зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками по форме, цвету, величине, пространственному положению;
• расширению математических представлений: ребенок сравнивает предметы по длине, закрепляет количественный и порядковый счёт; знакомится с цифрами;
с микро-ориентировкой в пространстве; учится читать и составлять микросхемы;
• активизации речи: формирует зрительно-осязательный образ буквы, цифры, предмета; учит использовать сравнения, пространственные предлоги и наречия; сложноподчиненные предложения; монологическую, доказательную речь;
• стимулированию мелкой моторики пальцев рук, координации движений «глаз – рука».
Ведущий мастер-класса: Теперь я готова ответить на все интересующие вас вопросы. (Вопросы и обсуждения участников мастер-класса.)
Спасибо за внимание! Радости в играх – успехов в развитии!