Наталья Кацевалова
Мастер-класс для педагогов «Практикум создания куклы-марионетки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению кукол-марионеток, с последующим их использованием в воспитательной и театрализованной деятельности с дошкольниками. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления и управления куклой-марионеткой.
Задачи:
учить педагогов создавать куклу-марионетку из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток;
развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Практикум создания куклы-марионетки“» размещена в разделах
- Куклы марионетки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Темочки
укрепить эмоционально-позитивные межличностные отношения педагогов;
получить эмоциональное удовольствие от работы в коллективе;
создание куклы-марионетки по нетрадиционной технологии.
План проведения мастер-класса:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово ведущего;
3. Практическая работа (изготовление).
4. Обсуждение впечатлений.
5. Подведение итогов.
Материалы и инструменты:
Бусина, капсула от яйца «Киндер» или капсула от фотопленки, вата 50-100 г; плотный чулок или колготы (чулка определяет лица и ладоней); белая ткань на нижнее платье (50х50 см); цветная ткань на верхнее платье (60х60 см); пряжа на волосы; пуговицы из которых можно сделать глаза, рот (это необязательно, может быть и без проявленного лица); прочная нить для подвязки; длинная игла с широким «ушком»; любые украшения (бусины, тесьма и прочее, нитки, иголка, ножницы. Карточки «Сокровищница жизненных сил». Колокольчик или бубен.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Для начала ответьте на вопрос: когда вы слышите слово «марионетка», какие ассоциации у вас возникают? …
Для большинства людей – это разновидность управляемой куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Она ассоциируется с театром…
А, возможно, вы сами чувствуете себя «куклой» (тем, кто слепо подчиняется чужой воле, является послушным орудием в чьих-либо руках).
А может, вы сами играете жизнями других, считая себя великим кукловодом…
А если вы педагог, то кукла-марионетка для вас удобный инструмент для работы с детьми и взрослыми…
Создание куклы-марионетки - это тонкий процесс. Мы совершаем символическое действие по актуализации собственного ресурса. Создавая куклу, мы символически прорабатываем то, что закрывает от нас наш собственный ресурс, символически можем проработать внутреннее сопротивление к развитию, собственную инерционность, нетерпение. Процесс создания куклы требует большого внутреннего труда, и на бессознательно-символическом уровне формируется настройка, привычка трудиться таким образом. В сказках все положительные герои, прежде всего, труженики. А волшебство - это большой труд. Только в этом случае у других людей может сложиться впечатление, что все «происходит само», как будто по мановению волшебной палочки.
Кукла может стать символическим Помощником, сакральным или социальным. Сакральный помощник настраивает тонкие внутренние процессы, и такую куклу автор может не захотеть показывать кому-то, стремится спрятать от посторонних глаз. Социальный помощник активизирует социальные силы человека, с этой куклой хочется играть публично, показывать ее другим, вступать в отношения с другими куклами, участвовать в спектаклях.
Прежде чем приступить к изготовлению куклы, важно ответить себе на вопросы: В какой помощи я нуждаюсь сейчас? Для чего она мне нужна? Какую именно жизненную силу мне нужно активизировать в себе? Фактически, в процессе изготовления куклы мы символически актуализируем в себе некоторую жизненную силу, необходимую нам в данный период жизни. Она может быть спрятана под спудом внутренних инерционных механизмов, которые символически прорабатываются в процессе создания марионетки. Управляя марионеткой, в этом случае, мы учимся взаимодействовать с этой внутренней силой, способностью.
Поэтому, прежде чем создать куклу, полезно вытащить из колоды карточек «Сокровищница жизненных сил» одну, поразмышлять об этой силе, о ее участии в жизни, о том, как она может повлиять на события и отношения. Размышляя об этом полезно держать в руках бусину, которая затем окажется в голове у куклы.
Важное предостережение. Не стоит закладывать в голову куклы некоторое желание, особенно, если оно материально окрашено, или связано с потребностью управлять поведением или отношением другого человека. Если мы закладываем в голову куклы некоторое активное желание, процесс создания куклы может превратиться в «магический», что не станет полезным для развития человека в долгосрочной перспективе. Важно понимать, что любое страстное, активное желание, которое подчиняет себе все внутренние наши процессы, может нас разрушать, даже если в основе своей весьма невинно и позитивно. Главная движущая сила реализуемых планов - это не страстное желание, а Вера. «По вере вашей и будет вам». Если человек глубоко уверен в том, что задуманное, действительно, является благом для него, для других, для мира, и доверяет потоку жизни, верит, что все сложится в положенный срок, совершает необходимые поступки спокойно и без суеты, - в этом случае работает его Вера. И все складывается так, как должно быть. Мы же, создавая куклу, укрепляем свою веру благодаря активизации некоторой важной жизненной силы. Именно эта сила, ее смысл, символизм действия закладывается в голову куклы.
3. Практическая работа – изготовление куклы.
1. Закладка бусины. Из колоды карточек «Сокровищница жизненных сил» (или колоды для женщин «Таны женской силы») вытягивается одна карточка. В процессе размышлений бусина держится в руках. Затем бусина помещается в капсулу. Можно послушать ее звук. Символически некий внутренний процесс получил голос. Этот голос можно послушать.
2. Оборачивание. Капсула оборачивается ватой. Это заготовка головы куклы. Заготовка головы должна быть достаточно упругой и объемной. Размер головы каждый выбирает индивидуально.
3. Голова. Нужно взять кусок чулка длиной около 20 см, на одном конце завязать узелок и вывернуть наизнанку. Место, где был завязан узелок - символический «родничок». Далее заготовка головы вкладывается в чулок («обтягивается символической кожей»). Голову нужно «вылепить»: вата в чулке лепится хорошо. Важно создать рельеф лица. Когда процесс будет закончен, нужно завязать второй узел на символической кукольной коже. Если первый узел - это символический родничок. То второй узел это символическая шея. Итак, голова готова.
4. Соединение головы и символического тела. Нужно взять ткань на нижнее платье, сложить ее как носовой платок вчетверо и отрезать от вершины 1 мм. Таким образом, легко получить в центре ткани на нижнее платье миллиметровую дырочку. В эту дырочку нужно аккуратно продеть «хвостик» чулка, который остался после символической шеи. Узелок-шея оказывается сверху ткани. Далее завязывается третий узелок так. Чтобы ткань нижнего платья оказалась между двух узелков - шеи и последнего, фиксирующего узелка.
5. Одевание куклы. В центре ткани, предназначенной для верхнего платья, также делается разрез, в который продевается ткань нижнего платья и закрепляется несколькими стежками.
6. Ладони. Изготавливаются две символические ладошки и пришиваются к платью. Пришивать ладошки нужно крепко, так как к символическим запястьям куклы в будущем крепится подвязка.
7. Образ куклы. Когда основа куклы готова, можно куклы отвести в парикмахерскую - сделать ее прическу из пряжи. Также можно сделать лицо. Но это необязательно. Заняться отделкой платья, пришить символические ноги (это не обязательно).
8. Подвязка. Подвязка состоит из двух частей - отдельно подвязывается голова и руки.
9. Оживление. Кукла начинает двигаться, ей нужно научиться управлять, помочь ей выражать свои чувства.
10. Коммуникация с другими куклами. Куклам важно пообщаться друг с другом. Важно узнать у создателей, откуда пришли их куклы, каким образом они будут помогать своим создателям.
4. Обсуждение впечатлений.
• Что вы испытывали в процессе создания куклы?
• Возникали ли у вас какие-либо сложности?
• Какие чувства вызывает у вас ваша кукла?
•Какие цели и задачи можно решить с помощью куклы-марионетки? И т. д.
5. Подведение итогов.
1. Занятия по изготовлению куклы-марионетки и игре с ней могут быть полезны в работе с детьми:
- они развивают мелкую моторику и координацию движений,
- активизируют личные ресурсы,
- помогают снимать эмоциональное напряжение,
- активизирует процесс самосознания личности,
- развивают коммуникативные навыки, речь, фантазию, креативность, позволяют осознать ролевой репертуар личности и т. д.
2. Кукла-марионетка как символический помощник в воспитательно-образовательном процессе, улучшение психологической атмосферы в детском коллективе.
3. Актуализация собственного ресурса, символическая проработка внутреннего сопротивления к развитию, собственной инерции, нетерпения, настройка тонких внутренних процессов, актуализация социальных сил человека.
4. Постановка кукольных спектаклей.
Литература.
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб. : «Златоуст», 1998.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. -- СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.