Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Алякина
Мастер-класс для педагогов «Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Автор: Алякина Наталья Ивановна, воспитатель СПДС «Золотой колосок»

ТЕМА: «Поисково – исслледовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

ИОО: ПР, СКР, РР.

ЦЕЛЬ: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе с дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения.

ЗАДАЧИ.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Создать систему работы по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с помощью экспериментирования.

3. Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной деятельности.

4. Создать условия для самостоятельного применения полученных знаний.

5. Развивать совместно с родителями в детях самостоятельность, инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Ход МАСТЕР-КЛАССА

Существенную роль в этом направлении играет поисково- исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В своей работе в этом направлении отдаем предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Мы видим, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство, таких материалов, найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини лаборатории.

(слайд 5) В нашей группе организовали центры «Наука и природа», «Песок - вода», в который входит мини – лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях и уголок экспериментирования, для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы.

Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещали камни, различные виды глины, песка и пр., лупы, емкости для проведения опытов, справочную литературу.

Оборудование центров экспериментирования: банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; вёдра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками, овса, лука, фасоли; иллюстративный материал; календари погоды и природы; крупы, литература; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер - сюрприз»); мерные чашечки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; палочки, бусинки, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (жёлуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, сахар, соль; тёрка, формочки для печенья. (слайд 6,7)

Там же расположены макеты. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Овладение детьми навыков моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени. Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. (слайд 2)

Экспериментирование с песком. (слайд 8)

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Песочный конус» (слайд 9)

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться

Эксперимент 2. «Ветер» (слайд 10)

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган- дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

Эксперимент 3. «Свойства мокрого песка» (слайд 11)

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха» (слайд 12)

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий ( например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т. д.).

Эксперимент 2. «Свеча» (слайд 13)

Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Дети выясняют, что воздух заставляет пламя отклоняться в сторону.

Эксперимент 3. «Реактивный шарик»

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дальше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Эксперимент 4. «Свеча в банке»

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее : зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Экспериментирование с водой (слайд 14)

Провели развлечение "Волшебница - Вода" в котором, проводили опыты: "Вода не имеет запаха, вкуса, цвета". Дети попробовали на вкус, понюхали, да действительно вода безвкусная, бесцветная, без запаха. Но вода хороший растворитель, если в нее добавить сахар или соль – у нее появится вкус, а если в воду бросить кусочек лимона, то у воды появится запах. А если в воду поместить ягоды малины или других ягод, то у воды появится не только запах, но и цвет. Такие праздники способствуют закреплению и систематизации полученных в ходе экспериментально-исследовательской деятельности знаний, создают у дошкольников положительный эмоциональный настрой.

Эксперимент «Цветные льдинки» (Слайд 15)

Предложили детям цветную воду разлить по формочкам и вынести на мороз. Когда с мороза занесли формы, то там воды не оказалось, а образовался лед. Дети сделали вывод, что на морозе вода замерзает.

Эксперимент «Снег - вода»

Занесли в группу чашку снега, дали детям потрогать. Какой снег? - Белый, холодный…

Что произойдет со снегом в тепле? Да он станет сначала мокрым, липким, а потом совсем растает.

Выращивание фасоли, овса, лука (слайд 16)

Литература (слайд 17)

1. ДыбинаО. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. :Мозаика-Синтез,2006.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»

4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.

22. Рыжова Н. А. экологическое образование в детском саду. -М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.

23. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С. 13-16.

24. Щукина Г. и. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. 2001

Итог (слайд 18)

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха»Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха» Возраст детей – 5- 6 лет Форма проведения ОД: Познавательно-игровая Приоритетные ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах»Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах». Программные задачи: - Закрепить.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля» Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 августа 2024 в 10:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алякина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД