Алевтина Сорокина
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию
«Детское экспериментирование – основа
поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Составила и провела: воспитатель Сорокина Алевтина Юрьевна
Цель мастер-класса : Заинтересовать коллег на проведение познавательно-исследовательской деятельности детей посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов с воздушным шариком.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментированию» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2020
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности через поисково - исследовательскую деятельность.
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
- Развивать творческие способности участников мастер-класса.
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер-класса.
I часть. Научная обоснованность.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. Согласно ФГОС ДОУ детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности, потому, как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку.
По мнению академика Н. Н. Поддъякова в опытно-экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения
Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
На данном этапе, внедряя ФГОС ДО, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку. А вы потом пригласите своих воспитанников в свою сказку.
«Приключения воздушного шарика»
Вед. Жили-были баба с дедом.
Скучно им на старость лет
И вот как-то за обедом,
Бабке говорит наш дед:
Дед. «А давай-ка мы с тобой,
Чтобы было чем заняться,
Купим шарик золотой»
Вед. Бабка «За». Куда деваться.
Шар доставили им на дом.
Но они большой хотели.
Баба «Так надуть его нам надо».
Вед. Дед и принялся за дело.
Дед. Трудно мне его надуть, голова даже закружилась. Дыхания не хватает.
Баба. Давай, я тебе помогу.
ОПЫТ 1. «Надуваем шарик»
Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.
Описание: заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (Это делает учитель). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.
Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины.
Стали они жить-поживать
И друг другу помогать.
Однажды бабушка готовила обед, захотела положить приправу. Приправа оказалась с солью, а блюдо она уже посолила. Помогите бабушке отделить соль от приправы.
- Как отделить соль от перца? Ваши предположения.
ОПЫТ 2. «Отдели соль от перца»
Оборудование: приправа с солью, цветной лист бумаги, воздушный шарик, шерстяная тряпочка.
Описание: насыпать приправу на лист цветной бумаги. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её. Приправа притянется к шарику, соль останется на бумаге.
Объяснение: при трении шарика о ткань из шерсти он наэлектризовывается и приобретает способность притягивать к себе некоторые предметы, словно магнит.
Примечание: лучше использовать крупную соль. Полностью отделить соль от приправы не удалось. Но дети увидели и услышали, как примагничивались частички.
Баба. Очень крепко шарик свой
Я держу рукой.
Не пущу его гулять,
Хоть он и большой!
Вед. Но поднялся ветер вдруг.
Шарик выхватил из рук.
Крикнул шарик нам: «Пока»
И умчался в облака.
Шарик. Над полями и лесами
Летит красивый шарик.
Я здесь счастливый самый,
Но встретился мне зайчик.
Заяц. Шарик, шарик, я тебя лопну. (Вытаскивает из кармана иголку).
- Как вы считаете, ребята, лопнет шарик, если его проткнуть иголкой?
Не растерялся шарик, подставил ему бочок.
ОПЫТ 3. «Игла в шарике»
Оборудование: воздушный шарик, спица
Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.
Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.
Примечание: шарик надуть средней величины.
Шарик. Не страшна мне игла, ведь многое знаю я.
Отправился шарик дальше.
Над полями и лесами
Я лечу под облаками.
В отдыхе я знаю толк,
Но встретился мне волк.
Волк. Шарик, шарик. Я тебя сейчас лопну.
Шарик. Меня заяц хотел иголкой проткнуть, не получилось. И ты не сможешь.
Волк. Я тебя тогда огнём уничтожу. (Достаёт из кармана спички)
-Как вы думаете, если огонь поднести к шарику, он лопнет?
ОПЫТ 4. «Огнеупорный шарик»
Оборудование: воздушный шарик, свечка, спички, бутылка с водой
Описание: внутрь шарика налить немного воды, надуть не очень сильно и завязать. Поджечь свечу (зажигает учитель) и поднести шарик так, чтобы стенки не касались открытого огня. Шарик останется цел.
Объяснение: вода в шарике поглощает тепло, которое выделяет свеча. Поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.
Примечание: опыт проводится на столе. Если шарик из толстой резины, то выдерживает несколько секунд касания с открытым огнем.
Шарик. Не боюсь я огня, есть спасение у меня.
Полетел шарик дальше.
Над полями и лесами
Далеко ещё лететь.
Я счастливый самый,
Но встретился медведь.
Медведь. Шарик, шарик! Я тебя лопну.
Шарик. Заяц меня иголкой протыкал, Волк огнем хотел уничтожить. Ничего у них не вышло. И у тебя не получится.
Медведь рассыпал кнопки и хочет положить на них шарик.
Как вы думаете, сможет Медведь таким образом лопнуть шарик? А если будет давать на шарик?
ОПЫТ 5. «Кнопки»
Оборудование: воздушный шарик, кнопки
Описание: Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик.
Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.
Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.
Шарик. Хороший массаж получился. Спасибо!
Отправился шарик дальше.
Над полями и лесами
Лечу теперь как птица.
Я здесь счастливый самый,
Но встретилась лисица.
Лиса. Какой красивый шарик! Ты один по лесу гуляешь? Иди ко мне поближе (Лиса берётся за верёвочку.)
Шарик. Не обманешь меня, Лисица. Я сказки читал. Всё о тебе знаю. Прощай. Лисица пытается взять шарик, но он улетает.
На крыльцо родное
Без сил уже присел.
Баба с дедом радуются, что шарик вернулся. Шарик обещает больше не покидать их.