Алевтина Чайка
Мастер-класс для педагогов «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по теме : «Волшебница вода"
Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное.
Задачи мастер класса :
1. Продемонстрировать педагогам метод эксперимента (в процессе детского экспериментирования).
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Показать воспитателям как у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности по изучению свойства воды (вес) формировать простейшие исследовательские умения и навыки:
видеть проблему,
выдвигать гипотезу (предположения)
проводить опыты с целью: (проверки гипотез и установлению причинно-следственных связей,
делать выводы,
фиксировать результаты опыта.
3. Применять полученные в процессе экспериментирования знания в игре и повседневной жизни.
Материал на каждого ребё нка: 4 пластиковых стакана, пищевая краска (кр. ;с.) цвета, вода, сахар, столовая ложка, фломастер, скатерть, подносы, влажные салфетки, бумага, цветные карандаши.
Исследовательская деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Именно в процессе детского экспериментирования ребёнок самостоятельно, опытным путем добывает новые знания, что позволяет ему расширять свои представления о мире.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет его развитие.
Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, а главным образом, как их самостоятельное приобретение.
Знания, добытые детьми самостоятельно, являются осознанными, более прочными и становятся достижением ребёнка на всю жизнь!
Самым эффективным способом познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод эксперимента.
Сегодня, Уважаемые коллеги, позвольте вам продемонстрировать метод эксперимента, в ходе которого дети знакомятся с таким свойством воды как (вода имеет вес).
В первой части предлагаю детям вспомнить знакомые свойства воды ( Не имеет: вкуса, цвета, запаха, формы.) А как вы думаете, какие ещё свойства воды мы не назвали? (Отражение)
Говорю детям: - Ребята вода ещё имеет вес, давайте проверим это свойство с помощью опыта. Подготовка к проведению опыта: Даю детям следующие задания: Перед вами стоят два пустых стакана и один стакан с водой. Добавьте в каждый стакан по 6 ложек воды. Отметьте уровень воды в стакане фломастером. Сколько воды в каждом стакане? (Одинаково)
Теперь нам нужно добавить в первый стакан 3 ложки сахара, во второй 6. (Повторяю задание в процессе деятельности детей т. к. некоторым детям его трудно запомнить)
Тщательно перемешайте воду и сахар. Что происходит с сахаром? (Растворяется) Поставьте стаканы рядом друг с другом, какие изменения мы видим? (Изменился уровень воды.)
Как вы думаете, почему так произошло? (Положили разное количество сахара. Чем больше сахара тем больше стал вес воды).
Добавьте в первый стакан красную краску а во второй синюю. Снова перемешайте. Что произошло? (Вода окрасилась).
Опыт «Разноцветный стакан»
1) Ставлю перед детьми проблему: Надо налить воду из двух стаканов в один так, чтобы получился вот такой разноцветный стакан. (Показываю образец)
2) Выдвижение гипотез: Спрашиваю, как вы думаете, как можно это сделать? (Перелить воду)
Как вы думаете, почему синяя вода в моём стакане внизу? (Она тяжелее чем красная) А почему? (Там больше растворилось сахара) А почему красная вода оказалась вверху? (Она легче синей) А почему вы так думаете? (В ней меньше сахара)
3) Предлагаю детям проверить, верны ли наши предположения с помощью опыта.
Наступает время для самостоятельной работы детей.
4) Проверка предположений (получилось или нет).
5) Задаю детям наводящие вопросы: Как вы думаете, почему опыт получился? (Потому, что синяя вода тяжелее. Воду налили в правильном порядке) А почему не получилось? (Плохо растворили сахар) Дети рассуждают и устанавливают причинно-следственные связи.
6) Вывод: Чем больше растворить в воде сахара или соли, тем тяжелее она станет. А тяжёлое опускается вниз. ( Н-р: Солёное озеро. Чем больше соли, тем вода тяжелее).
7) Спрашиваю у детей, где можно использовать данный эксперимент? (В игре как угощение для куклы).
8) Предлагаю детям зарисовать последовательность опыта, а я демонстрирую Вам карточки, которые пойдут в уголок исследования.
Уважаемые коллеги, как Вы считаете пригодится ли Вам данный опыт в организации исследовательской деятельности с детьми? Не следует забывать, что опыты у детей могут не получиться. Но главное чтобы дети самостоятельно увидели свои ошибки, и в следующий раз их исправили т. е. добывали знания самостоятельно. Воспитателю необходимо предварительно самому проводить опыты и в практике знакомиться с его ходом.
Для удобства организации работы по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я подготовила для всех участников мастер-класса картотеку опытов.
Надеюсь, что данный мастер – класс способствовал повышению профессионального мастерства педагогов по данной теме и полученный опыт будет использован в практической работе с детьми.
Спасибо за внимание!