Бабкина Галина
Мастер-класс для педагогов по теме «Метод нейростимуляции в работе учителя-логопеда с детьми с СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс для педагогов
по теме : «Метод нейростимуляции в работе учителя-логопеда с детьми с СДВГ».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Знаете ли вы, что по статистике, каждый девятый ребенок – особенный?
Публикация «Мастер-класс для педагогов по теме „Метод нейростимуляции в работе учителя-логопеда с детьми с СДВГ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Предлагаю обратить сегодня Ваше внимание на ребенка, которого мы, педагоги, охарактеризовали бы так: подвижный, неуправляемый, гиперактивный, плохо себя ведет, все теряет и забывает, невнимательный, эмоционально нестабилен, неусидчив, внутренне-беспокойный.
Кто перед нами? Совершенно верно, это ребенок с СДВГ!
СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности».
СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.
Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома среди детей логопедических групп.
В России СДВГ диагностируется примерно у 7-16% детей.
Основными признаками СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.
Симптомы можно только облегчить определенным рядом действий, таких как: хороший сон, правильное питание и самое главное физическая активность: сжигает избыточную энергию, активизирует мозговую деятельность, улучшает эмоциональное состояние, повышает уверенность в себе.
Какие упражнения больше всего любят дети с СДВГ? Конечно игры?
Этот факт и используется для того, чтобы максимально эффективно помочь ребятам с трудностями. Физическая активность в рамках кабинета ограничена, но активизировать мозговую активность и улучшить эмоциональное состояние ребенка, при этом решая непосредственно коррекционные логопедические задачи, с использованием нейростимуляции, логопед может! Нам нужны кинезиологические мешочки, которые можно сделать своими руками, вместе детьми. В отличие от мячика, мешочек не придётся ловить по всему кабинету!
Что сложного в том, чтобы бросить мешочек? В самом броске – ничего, если ребенок бросает хаотично. А если так? Под счет: 1- приготовься, 2- произнеси поставленные звук, 3- подбрось, 4- поймай. Сначала работай правой рукой, лови двумя. Затем работай левой рукой, лови двумя. Такая игра доступна уже не всем и не сразу.
Помимо решения задач по автоматизации и дифференциации поставленного звука, мы даем ребенку многоуровневые программы, которые развивают: внимание, сосредоточенность, усидчивость, координацию, крупную моторику, укреплять опорно-двигательный аппарат, мелкую моторику и подвижность кисти, зрительное внимание, координацию глаз и рук, навык сотрудничества при работе в паре, получать вестибулярную стимуляцию.
Примерные упражнения (по Е. В. Аверьяновой).
Упражнение №1
Исходное положение стоя. Подбрасываем мешочек перед собой одной рукой (чередуя, правая, левая, ловим двумя руками. После усвоения программы, подбрасывание мешочка сопровождается называнием заданного (автоматизируемого) звука.
Упражнение №2
Мешочек подбрасываем вверх, ловим той же рукой. Одной рукой, двумя руками вместе, двумя руками последовательно. В качестве усложнения можно изменять высоту полета. После усвоения программы, подбрасывание сопровождается называнием слогов, содержащих автоматизируемый звук.
Упражнение №3
Дети стоят друг напротив друга. У каждого в правой руке мешочек. Передаем мешочек из правой руки в левую перед собой, далее партнеру в правую руку. Движения производятся одновременно. После усвоения программы, на каждое движение произносится слово с автоматизируемым звуком.
Упражнение №5
Дети стоят друг напротив друга. У каждого в правой руке мешочек разного цвета (например, синий и красный). Передаем красный мешочек из правой руки в левую перед собой, а синий – за спиной, далее партнеру в правую руку. Движения производятся одновременно. После усвоения программы, один ребенок произносит слово с автоматизируемым звуком, а другой ребенок слушает.
Упражнение №6
«Я буду называть тебе слова. Когда я назову слово, я брошу тебе мешок. Тебе надо разобрать слово по звукам и, называя каждый звук, подбрасывать мешок вверх и ловить его. Важно называть звук и подбрасывать мешочек в один момент. Когда ты будешь называть СОГЛАСНУЮ букву, будешь подбрасывать мешочек без хлопка. Когда будешь называть ГЛАСНУЮ букву, ты будешь подбрасывать мешочек, делая ХЛОПОК.» (Уточнить у ребенка, как он понял задание)
Упражнение №7
«Смотря на доску с картинками, ты будешь называть что на них изображено по порядку. Вместе с тем, как ты будешь называть, в этот же момент тебе нужно поднять руку с мешочком, если в слове есть заданный (автоматизируемый) звук» Упражнение можно использовать при дифференциации звуков.
К. Д, Ушинский подчеркивал ту лёгкость, с которой дети усваивают знания через игру. Использование кинезиологических мешочков в логопедической практике, детьми с СДВГ расценивается как захватывающая игра. Игра, в процессе которой решается сразу несколько задач по коррекционно-логопедической работе :
1. Снижение утомляемости.
2. Повышение эмоциональной заинтересованности ребенка.
3. Побуждение в ребенке стремления к правильному произношению звуков.
4. Повышение работоспособности.
5. Активизация ВПФ: концентрация внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление.
6. Вызывание позитивного отношения к процессу обучения.
7. Ускоренное получение положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения.
Включение в логопедическую работу метода нейростимуляции с использованием кинезиологических мешочков положительно влияют на нейроразвитие ребенка :
1. Выполнение серии различных движений с мешочками и удержание определенного ритма развивают концентрацию внимания и сосредоточенность.
2. Развитие крупной моторики в целом повышает двигательную активность, развивает координацию, укрепляет опорно-двигательный аппарат.
3. Отслеживание мешочка глазами тренирует зрение и зрительное внимание. Вестибулярная стимуляция.
4. Множественные пересечения срединной линии тела в упражнениях синхронизируют работу правого и левого полушария, стимулируют межполушарное взаимодействие, способствуют формированию осей тела и пространственных представлений, улучшают мозговую деятельность в целом.
5. Развитие навыка сотрудничества при работе в паре.
Таким образом коррекционно-развивающая работа с применением лишь одного из методов нейростимуляции повышает мотивацию у детей с СДВГ к логопедическим занятиям. Использование кинезиологических мешочков в коррекционно-логопедической работе с детьми с СДВГ не только помогает решить множество задач, но и помогает детям корректировать собственное поведение с помощью волевой регуляции, сжигает избыточную энергию, активизирует мозговую деятельность, улучшает эмоциональное состояние, повышает уверенность в себе.
Каждый логопед может разработать свой комплекс упражнений и подобрать к нему необходимый речевой материал, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей с СДВГ.
Спасибо за внимание.