Марина Столярова
Мастер-класс для педагогов по пластилинографии «Черепашка»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: передача педагогам опыта работы с пластилином и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер-класса :
- освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
- обучение участников мастер - класса технике «пластилинография»;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по пластилинографии „Черепашка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Черепаха. ИЗО, поделки, рисование
- Черепаха. Лепка, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2024
- повышение уровня мастерства педагогов;
- развитие интереса к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду;
- передача практических знаний педагогам о правильной подготовке пластилина к работе;
- создание условий для стимулирования творческих способностей и навыков;
- вызвать положительный настрой в работе с пластилином;
- ознакомление педагогов с возможностью использования разных материалов при выполнении работ по лепке.
Ожидаемый результат:
- создание лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности;
- применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми;
- повышение уровня профессиональной компетентности.
Материалы и оборудование:
• техническое обеспечение:
- презентация
• материалы для деятельности участников мастер-класса :
- плотный картон голубого, жёлтого, зелёного цветов формата А4;
- контурный силуэт черепахи на белой бумаге;
- набор пластилина;
- монеты достоинством 10 копеек;
- салфетка для рук;
- доска для лепки;
- клеёнка;
- стека.
Предварительная работа: педагогам напомнить о проведении в работе с детьми беседы о правилах безопасного обращения с мелкими предметами.
Возраст детей : старший.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть
Уважаемые коллеги! Мы расскажем вам о пластилине и покажем, что лепка не только весёлое и интересное занятие, но и ещё полезное, так как оно прививает усидчивость, развивает творческие способности детей дошкольного возраста. Это ещё и прекрасный тренажёр для мозга, так как развивает мелкую моторику рук. Пластилин - это уникальная возможность для проявления фантазии детей. Исследуя эту тему, исследователи пришли к выводу, что именно пластилин является идеальной игрушкой для детей от трёх до шести лет. Было доказано, что мелкая моторика напрямую оказывает влияние на развитие интеллекта. Поэтому, давая ребёнку что-то делать своими руками, мы развиваем его умственные способности.
2. Информационная часть
Пластилин очень экономичный материал. Он не высыхает, а значит старые поделки можно просто разбирать и лепить новые. Этот материал позволяет создавать не только сложные творения – живописные картины, макеты, скульптуры, диорамы, но даже и мультфильмы. Например, «Пластилиновая ворона» - 1981 г., «Падал прошлогодний снег» - 1983 г., режиссёра А. Татарского; «Брэк» (боксёры на ринге) - 1985 г., «Тяп и Ляп маляры» - 1984 г., «Пластилиновый ёжик» - 1969 г., «Барашек Шон», Великобритания 2014 г., режиссёра Марка Бертона, «Терпение и труд» - 2015 г. и др.)
Пластилинографию, то есть рисование пластилином, можно разделить на:
- пластилиновую живопись (когда вместо красок используют мягкий пластилин и размазывают его по поверхности);
- пластилиновую аппликацию (когда на основу прикрепляют готовые, слепленные отдельно детали);
- пластилиновую мозаику (когда изображение формируется путем сочетания большого количества мелких деталей.
Какой же бывает пластилинография? Всем дошкольникам будет доступна прямая пласти-линография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объёмные формы. Например, колбаски, колобки, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.
- Граттаж - на плотный картон нанести фон восковыми карандашами, после наносится тонкий слой пластилина. Затем необходимо выравнить стекой. После, под присмотром взрослых, процарапывается зубочисткой рисунок.
- Модульная пластилинография относится к сложной технике и требует от детей умения владеть всеми приёмами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндров, косичек и других технических элементов.
- Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.
- Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Такая техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Эта работа довольно сложна для младших дошкольников, и её уместно проводить только с детьми старшего дошкольного возраста. Методика работы такова, что подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепёшки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с выбранным рисунком.
- Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. На этой основе маркером составляется рисунок, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальцами или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.
- Контурная пластилинография - это вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Совет: можно воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.
3. Практическая часть
Задание педагогам.
- Коллеги, у нас сегодня будет необычная лепка. Мы будем рисовать пластилином черепаху и украшать её панцирь монетками в технике контурной пластилинографии.
Возьмите картон любого на выбор цвета (жёлтый - песок, зелёный - трава или голубой - вода) и приклейте на него предварительно вырезанное изображение черепахи.
Затем берём пластилин зелёного цвета. Им нужно заполнить лапы, голову и хвост черепахи, размазывая пластилин тонким слоем. Сначала отщипните маленький кусочек пластилина, скатайте из него шарик, положите на основу (лапы, голова, хвост) и размажьте. Делать это необходимо аккуратно, не выходя за контур.
Следующий этап в работе – заполнить основу панциря черепахи пластилином жёлтого цвета в той же технике, но слоем немного толще.
Далее необходимо сделать глаза: взять чёрный пластилин, отщипывая от него немного и раскатать маленький шарик, сплющить и прикрепить глаза на голову черепахи.
Оформляем рот, лапы черепахи, прорисовывая концом стеки.
Для украшения панциря черепахи используем монетки. Каждую монетку придавливаем к основе панциря по кругу, начина я середины.
Вот наша черепаха готова!
4. Заключительная часть.
Вывод:
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности детей дошкольного возраста. В игровой форме они учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Спасибо за внимание!