Труняк Оксана
Мастер-класс для педагогов «ПиктоМир: дошкольное программирование как форма продуктивной интеллектуальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование базовой компетентности педагогов ДОУ при использовании программной среды «ПиктоМир» в образовательной деятельности
- Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня я приглашаю вас на увлекательный мастер–класс «ПиктоМир: дошкольное программирование, как форма продуктивной интеллектуальной деятельности».
- На сегодняшний день одним из современных направлений в развитии детей дошкольного возраста является развитие алгоритмического мышления и основ программирования.
- Цель нашей встречи сегодня – познакомить с цифровой образовательной средой ПиктоМир и, созданными на ее основе, дидактическими играми на плоскости. Показать варианты практического применения.
-Как вы считаете, что такое программирование? (ответы педагогов)
- Программирование – это процесс создания компьютерных программ
- Зачем учить ребенка программированию, если, например, растет будущий хоккеист или танцовщица? (ответы педагогов)
Раскрывая понятие программирование, как процесса создания компьютерных программ, мы не можем не сказать об алгоритмах.
- Алгоритм в программировании – это набор последовательных инструкций, которые описывают порядок поведения программы для достижения нужной цели.
- Когда речь заходит о данных понятиях, у многих возникает вопрос – «Как обучать программированию детей? Для этого ведь нужна специально организованная цифровая среда?.
- Сегодня вы увидите, как без компьютера можно учить детей программировать, составлять алгоритм действий и при этом развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, воображение, память и
умение работать в команде.
Но в начале мне бы хотелось познакомить вас с миром программирования для дошкольников – это система безтекстового, пиктограммного программирования, которая позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальными исполнителями роботами. ПиктоМир, в первую очередь, ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать.
- Разработчиком среды ПиктоМир является Научно – исследовательский институт системных исследований Российской Академии Наук (НИИСИ РАН). Данная программа находится в свободном доступе в сети интернет. Для этого необходимо в браузере ввести слово пиктомир и запустить программу. В этой программе есть методика преподавания данной цифровой среды, а также виртуальные роботы, которые выполняют различные действия.
- Сейчас я предлагаю вам возможные варианты обучения программированию и алгоритмизации без использования средств ИКТ.
- Приглашаю всех в клуб начинающих программистов «Виртуал»!
Игра «Программист для робота»
- Обратите внимание на карточки, которые лежат изображением вниз. Предлагает каждому взять по одной карточке и разделиться на две группы. По правую руку от педагога встают педагоги с карточками, на которых изображён робот, по левую руку - на которых изображен человек. Обратите внимание на цвет рамки на карточках.
- Предлагаю с одинаковым цветом рамок встать в пару и рассмотреть свои карточки.
- Для того у кого карточка с изображением человека говорит : «Я программист, составляю команды для робота. Мой робот выполняет команду… (например, качать ребёнка)»
- Для того у кого карточка с изображением робота: «Я робот, выполняю команду…. (например, качать ребёнка)» и показывает это действие.
Игра-задание «Составь алгоритм»
Предложить выполнить задания на игровых карточках-полях, при помощи пиктограмм составить алгоритм действий с помощью пиктограмм;
Следующее задание – игра в командах. Разделитесь на две команды по цвету жетонов. Итак, у нас образовалось две команды: команда «Зеленых» и команда «Синих». Каждая из команд должна выбрать робота Двунога – это человек, который будет по отдаваемым ему командам, выполнять определенный набор действий, программиста (будет составлять программу) и командира, то есть того, кто будет отдавать команды роботу: «Мой робот двигается вперед и т. д.». Робот отвечает: «Команду выполнил».
На полу вы видите игровые поля. У команды синих такая миссия – собрать коллекцию морских обитателей. Команде необходимо запрограммировать робота таким образом, чтобы он сфотографировал всех морских обитателей и поднялся наверх к стрелке, обозначающей выход.
- Те, квадраты, на которых размещены морские объекты, робот проходит, забирая фотографию с собой.
Команда зеленых отправляют робота в открытый космос забрать груз с планеты «Железяк» и вернуться с ним на космический корабль. На пути у команды будут препятствия – это метеориты, которые необходимо роботу обойти, чтобы не пострадать.
- Все молодцы! Отлично поработали.