Мария Лавицкая
Мастер-класс для педагогов «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами сопровождающим текстом к мастер-классу "Песочные фантазии".
Текст написан от первого лица, и я позволила себе оставить его таким, потому что, таким образом сохранена основная задача, и идея, которую я планировала донести до коллег.
Добрый день, Уважаемые коллеги!
Меня зовут Мария Лавицкая, я педагог-психолог детского сада № 186.
Моя педагогическая работа направлена на развитие творческого мышления дошкольников через эксперименты с пеком.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В последнее время, по результатам диагностики детей, я увидела тенденцию к снижению творческой активности старших дошкольников. Сегодня этот факт обусловлен рядом причин. Среди них чрезмерное увлечение компьютерными играми и мультфильмами, дефицит социального взаимодействия у детей (если сейчас вы вспомните сюжетные игры дошкольников, то скорее всего, это будут игры, построенные на сюжетах популярных мультфильмов или компьютерных игр)
Детскому мозгу уже нет необходимости придумывать сложный сюжет и удерживать его на протяжении нескольких часов (до дневного сна начали, после сна, продолжили) и тем более дней. К тому же обилие ярких сюжетных игрушек снижает потребность использовать предметы — заместители и, соответственно, представлять палочку корабликом, куколкой, или предметом мебели уже нет необходимости.
В то же время, я обратила внимание на то, насколько увлеченно дети играют с песком.
И действительно, песок - уникальный природный материал он приятен на ощупь, привлекателен и вариативен.
Сегодня, так как время мастер- класса ограничено, я покажу Вам два направления моей работы с песком, и мои коллеги мне помогут.
Цель мастер-класса - Способствовать освоению педагогами техники песочного рисования и создания развивающих игр на песке.
Коллеги, пожалуйста, пройдите к рабочим местам.
Таким образом у нас есть две команды.
Набор для творчества команды № 1 состоит из светового песочного планшета и комплекта деревянных формочек, а набор команды № 2 состоит из юнгианской песочницы, песка, природных и цветных камушков, емкости с водой.
Коллеги команды № 1 — Ваша задача придумать сказку, создать песочную анимацию длительностью не более 2-х минут.
Команда № 2, Вас я попрошу разработать развивающую игру на песке для детей старшего дошкольного возраста.
Думаю, 3-5 минут на работу будет достаточно. Какие ко мне есть вопросы? Все ли понятно по заданию? Спасибо, приступайте.
Повторю, что сегодня я покажу Вам два направления работы, однако помимо рисования песком и создания игр на песке мы активно экспериментируем.
Дети изучают свойства сухого и мокрого песка, пробуют окрашивать песок различными красками : акварелью, гуашью, пищевыми красками — смотрят разницу.
Пробуют рисовать мокрым окрашенным песком, вместе мы ищем решения, которые помогут песку при высыхании остаться на бумаге.
Дети создают объемные формы из песка, коллекционируют песок — так как песок имеет разное происхождение — речной, горный, разные фракции, разный цвет.
Примечателен тот факт, что работу с детьми я веду в мини-группах, это позволяет развивать навыки социального взаимодействия, дети учатся совместно планировать, распределять и удерживать роли, нести ответственность за общий результат. А эти навыки необходимы для успешного обучения в школе.
А сейчас Давайте вернемся к моим коллегам
Коллеги, Вы готовы?
- да
- пожалуйста, команда № 1, вам слово. Так как качество звука может быть недостаточно хорошим, я буду дублировать основные тезисы работы педагогов.
Да, у вас сказка о яблоне и семье ежика, которые нашли свой дом в ее тени.
Посмотрите, вы справились с задачей за весьма короткий промежуток времени.
Пожалуйста, расскажите о своих ощущениях на физическом и эмоциональном уровнях?
Действительно, похожие чувств испытывают дети.
- становится приятно и легко, дети ощущают эмоциональное и физическое расслабление, хочется продолжать рисовать и фантазировать дальше — это увлекает!
Спасибо
Команда № 2, пожалуйста, представьте Вашу разработку?
На мой взгляд очень интересное решение, здесь и сенсорика и формирование элементарных математических представлений, и перенос интеллектуальных процессов во внутренний план.
Расскажите, что почувствовали вы работая с песком?
Коллеги, как вы думаете, можно ли похожую работу вынести за пределы специального оборудования? Не во всех детских садах сегодня есть световые столы и стационарные песочницы в кабинетах.
Да, конечно, кроме того песочницу можно сделать из обычной коробки для обуви, индивидуальные песочные планшеты из коробок от конфет. Можно использовать любые емкости, лотки, разносы. Песок вполне можно заменить манной крупой.
Коллеги, благодарю за помощь, пожалуйста, пройдите на свои места.
Так же хочу обратит ваше внимание на то, что в результате работы с песком мы решаем такие задачи как :
Снятие психоэмоционального и физического напряжения детей
Развитие сенсорики и мелкой моторики детей (при рисовании)
Развитие навыков социальной коммуникации
Но главное, несмотря на то, что каждый ребенок в детском саду минимум 1 раз в неделю взаимодействует с песком, на каждом занятии дети продуцируют какие то новые, интересные идеи. И часто, я фиксирую для себя то, что придумали мои воспитанники, чтобы использовать в работе дальше. Поэтому могу с уверенностью сказать, что экспериментируя с песком я учусь вместе с детьми, я учусь у детей!
Спасибо за внимание, Ваши вопросы?