Виктория Василиженко
Мастер-класс для педагогов «Песочная анимация или сказка на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная анимация или сказка на песке“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2022
Цель: Познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком; способствовать внедрению в практику работы педагогов технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии и использованием её на коррекционно- развивающих занятиях при работе с детьми ОВЗ.
Задачи:
• дать определение песочной терапии;
• познакомить педагогов с играми и упражнениям с песком, используемыми на занятиях, а также в коррекционной работе;
• познакомить с нетрадиционным направлением –техникой рисования песком;
• способствовать внедрению в практику работы педагогов школ инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности реб нка школьника с ОВЗ.
Оборудование и материал:
Столы со специальным стеклом оснащенные подсветкой или пластиковые рамки формата А3, песок, кисточки.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые гости! Я рада вас видеть, и хочу познакомить вас с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком.
Сегодня, я расскажу Вам о песочной анимации.
Перенос традиционных педагогических и психологических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Данная методика работы несёт в себе оригинальность и простоту; способствует снятию психоэмоционального напряжения; создает положительный эмоциональный настрой.
Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.
Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку. Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:
1. Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятия, развлечения;
2. У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось;
3. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;
4. Развивается моторика. Одновременно с моторикой развивается речь;
5. Совершенствуется графомоторика. Дети развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений;
6. Подходит для любого возраста. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого;
7. Избавление от стресса, дети на занятиях успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:
Расходные материалы стоят дешево.
• Песок не обязательно покупать. Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Одну порцию песка, необходимую для рисования (это примерно 3-5 кг, насыпать в ведро, залить водой до верха. Рукой (ложкой, лопаткой) песок интенсивно помешивают. Пыль и грязь растворятся в воде. Лёгкие частички всплывут. Воду осторожно слить. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно, просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.
• Сделать планшет для рисования можно своими руками, это может быть обычная пластиковая рамка (без стекла).
• При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми.
• Для сбора песка после рисования пригодится широкая кисть — вымести песок из уголков стола.
Картины из песка получаются у детей быстро и легко. И ошибки на таких картинах исправляются бесследно, в отличие от рисования краской на бумаге или мелом на асфальте.
Это дает ребенку веру в себя, уверенность в своих возможностях и силах, повышает самооценку. На песке очень охотно и увлеченно рисуют даже те дети, которые не сильны в бумажно-карандашных изображениях.
Рисование песочных картин очень увлекает и, как следствие, развивает усидчивость и помогает сконцентрировать внимание.
Искусство создания анимацией основано на простых приемах рисования.
Подскажите ребенку, как нужно держать руки, высыпать песок, чтобы картинка получалась четкой, яркой и реальной. Используйте следующие техники для начинающих.
Пересыпаем песок из одной ладошки в другую
Отличный вариант начала занятий. Малыши настраиваются на работу, знакомятся с материалом, ощущают его вес, тепло или прохладу, текстуру.
Собираем песок в кулак и рассеиваем
Высыпаем песок струей
Рисуем пальчиками
Отпечатки узоров
Расчески
Зубочистки
Детские грабельки
Фантазируйте, не ограничивайте себя и ребенка в творческом процессе. Предлагаю Вашему вниманию фото пошагового мастер-класса.
Приемы и упражнения.
Сыплем песок из кулачка.
Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.
В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному — темнее в центре или по краю и т. д.
С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.
Насыпанные линии можно корректировать.
Упражнение «Солнышко».
Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.
Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.
Иногда он не получается идеально ровным.
В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.
Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.
Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами — всё зависит от задачи.
Рисуем воду.
Первый вариант — четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии.
Второй вариант — деревянной палочкой рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.
Рисуем фактуру различными предметами.
Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки.
Такой кистью можно рисовать, например, волосы.
Мы с вами потренировались изображать простейшие узоры разными способами, а теперь я вам предлагаю вспомнить сказку «Теремок».
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Я предлагаю вам нарисовать этот отрывок сказки.
В начале, сделаем фон, для этого равномерно распределим песок по столу, чем выше поднимаем руку, тем равномернее песок сыпется.
Теперь, мы будем рисовать сам теремок. В центре светового модуля рисуем квадрат – это контур будущего теремка.
Подушечкой указательного пальца рисуем горизонтальные линии.
Досыпаем немного песка в правую часть теремка. Подушечками указательных пальцев слева и справа сдвигаем песок – получаются бревна.
Рисуем окно и крышу.
Чтобы нарисовать елки «веером» сдвигаем песок из одной точки.
В правой части композиции начинаем рисовать дерево. Подушечкой большого пальца сдвигаем песок снизу вверх.
Указательным пальцем и мизинцем рисуем более тонкие ветки (можно и деревянной палочкой)
Оставляем отпечатки пальцев около веточек – так получаются листья.
Рисуем цветы на поляне. Сдвигаем песок по кругу и по периметру оставляем отпечатки указательного пальца.
Рисуем травку, солнце и облака
Рисуем мышку.
Сказочная картина «Теремок» готова!
Вот и закончилось наше путешествие по сказке. Спасибо большое за активное участие.
В завершение хочется сказать, что занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.