Лилия Радакина
Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе» размещена в разделах
Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Поэтому проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым, а именно в дошкольном детстве.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы – частица этого мира.
Главной целью экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский видели в природе «могучий источник знаний». Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.
Экологическое образование подрастающего поколения имеет первостепенное значение. Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в исследованиях И. А. Хайдуровой, П. Г. Саморуковой, И. Д. В. А. Игнатовой, И. Т. Суравегиной и др.
Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой – есть составная часть нравственного воспитания.
Результат экологического образования, большинство исследователей, видят в сформированности экологической культуры.
Изучением проблемы формирования экологической культуры у детей занимались Я. Ю. Иванова, Н. С. Дежникова, И. Д. Зверев, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, И. В. Снитко, В. А. Ясвин, Н. Ф. Виноградова и др.
По мнению Н. Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира.
В. А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности.
Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. По мнению автора, она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности.
От уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Экологическая ответственность напрямую связана со знанием и соблюдением правил поведения человека в природе и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры и экологически грамотное поведение.
Вопросам ознакомления старших дошкольников с правилами поведения в природе посвящены исследования Т. Зениной (2003, Н. В. Коломиной (2004, Е. П. Крупенчук (2008, Л. П. Молодовой (2002, Н. Н. Кондратьевой (2000) и др.
При обучении правилами поведения в природе, важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к ней, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы.
Прежде чем приступить к решению проблемы ознакомления старших дошкольников правилам поведения в природе, была проведена диагностика эффективности работы детского сада по направлению экологического образования, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий уровень знаний детей, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны.
Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить, что имеется достаточно высокий уровень ознакомления с правилами поведения в природе. На мой взгляд, при тесном сотрудничестве с родителями, эти данные могут послужить положительному результату по данной работе, при использовании традиционных форм обучения.
Поэтому актуальность данной проблемы заключается в том, если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь, казалось бы, с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.