Мария Зайцева
Мастер-класс для педагогов по обучению родителей приемам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
Продолжать знакомить педагогов с основными упражнениями традиционной артику- ляционной гимнастики и нетрадиционными упражнениями для совершенствования ар- тикуляционной моторики детей.
Задачи:
активизировать знания педагогов о значимости развития моторики артикуляци- онного аппарата;
сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по обучению родителей приемам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
обучать игровым приёмам развития подвижности и координации органов артику- ляции при помощи традиционных и нетрадиционных упражнений;
познакомить с правилами организации и проведению артикуляционной гимнастики.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, стакан с водой, соломинка, шарик 2-3 см, веревка 60 см, спи- сок артикуляционных упражнений, комплект мультимедиа для показа презентации.
План проведения мастер-класса
1. Теоретическая часть.
Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.
2. Практическая часть.
Выполнение упражнений для губ, щек, языка.
3. Советы логопеда педагогам к организации и проведению артикуляционной гимнастики.
4. Вопросы к логопеду. 1. Теоретическая часть. Артикуляционная гимнастика.
Значение и рекомендации по проведению.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляцион- ного аппарата.
Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка по- степенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата прово- дится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, который помогает мыш- цам артикуляционного аппарата принимать определенные кинемы (позиции) для четкого и правильного произнесения конкретного звука, т. е. звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опре- деленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правиль- ного произношения звуков.
Задачи артикуляционной гимнастики :
- тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть, щеки);
- выработать точную постановку речевых органов в статичном положении;
- выработать длительность удержания речевых органов в заданном положении;
- выработать умение выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе при динамических упражнениях;
- выработать переключения от одного движения к другому;
- развивать способность выполнять движения в полном объеме;
- развивать точность и быстроту движения в заданном темпе;
- развивать кинестетические ощущения;
- развивать самоконтроль и выдержку.
На каждом возрастном этапе артикуляционная гимнастика задействует свои опреде- ленные цели и задачи.
Нарушения артикуляции проявляются (по мнению Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной) :
– в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
- в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
- в снижении времени фиксации артикуляционной формы;
- в снижении количества правильно выполненных движений.
Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:
Область губ;
Составляющие языка;
Мягкое и твердое небо;
Челюстной отдел;
Гортанная область;
Голосовые складки;
Носоглотку;
Резонаторы.
Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, рабо- тая тем самым над своей речью.
- Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа.
- Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким,
длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.
- В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При ко- роткой уздечке нарушается воспроизведение гласных звуков.
- Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное со- здание гласных звуков.
- Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспе- чивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении участвует при обра- зовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной зана- вески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
- Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зави- сит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого от- дела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
- От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резо- наторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека рото- глотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в резуль- тате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности об- ладают передняя часть языка и кончик языка.
Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с, з, ц, подниматься за верхние зубы (при звуках г, н, прижиматься к альвеолам (при звуке л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках с, з, ц, подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твер- дым нёбом (при звуках ш, ж, щ).
При образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артику- ляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут до- статочно подвижны, а работа их — координирована.
Комплексы упражнений
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ре- бенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, ис- ходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы.
Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, выраба- тывает направленную воздушную струю, то есть то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных дви- жений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Первый комплекс и включает эти основные упражнения.
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. Вытягивание губ вперед трубочкой.
Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование положений языка: широкий — узкий. Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх-вниз.
Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике) : отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.
После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.
Второй комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения сви- стящих звуков.
Правильная артикуляция звука с.
Губы: не напряжены, как при легкой улыбке.
Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык:
- кончик: широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;
- передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине обра- зует с ними щель в форме желобка;
- средняя часть спинки опущена, посередине её образуется желобок;
- задняя часть спинки: незначительно поднята;
- боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, за- крывая проход воздушной струе по бокам.
Мягкое нё бо: поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам.
Голосовые связки: не напряжены, голос не образуется.
Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Артикуляционное упражнение «Киска сердиться»
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения сви- стящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5- 10.
Третий комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения ши- пящих звуков.
Правильная артикуляция.
Шипящий
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы слегка приоткрыты, видны верхушки резцов. Язык:
- кончик опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;
- передняя часть спинки напряжена;
- средняя часть спинки напряжена, выгнута, желобок не образуется;
- задняя часть спинки приподнята;
- боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.
Мягкое нё бо: без изменений (поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам).
Голосовые связки: без изменений (не напряжены, голос не образуется). Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.
Артикуляционная гимнастика «Фокус»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л.
Правильная артикуляция звука л заключается в следующем:
- губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходи- мое для произнесения, предшествующего (последующего) звука;
- зубы — разомкнуты;
- язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, пе- редняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (ино- гда с одной стороны, чаще с двух сторон, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мяг- кому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опу- щены;
- мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носо- вую полость;
- голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;
- воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым.
Мягкий звук л’ отличается по артикуляции от парного твердого следующим: губы рас- тянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка».
Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
Методические указания.
- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёл- кал языком, а не чмокал.
Пятый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р.
Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:
- губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения, предшествующего (последующего) звука;
- зубы — разомкнуты;
- язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носо- вую полость;
- голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;
- воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук р’ отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Артикуляционная гимнастика «Дятел»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчё тливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить мед- ленно. Постоянно убыстряя темп.
Методические указания. Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.
«Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики как основа формирова- ния правильного звука».
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем не- традиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положитель- ные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отвер- стие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает про- извольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Биоэнергопластика.
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерыв- ностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой мо- торики
• Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость дви- жений, делают их точными, легкими, ритмичными.
• Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
«Часики» - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
«Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх - вниз.
Упражнения для развития воздушной струи
«Буря в стакане»
Дуть в стакан с водой через соломинку, пуская пузыри.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее де- лать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 мин. Не сле- дует предлагать ребенку более двух-трех упражнений.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определен- ную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и тре- тье даются для повторения и закрепления.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребе- нок сидит за столом. Размещать ребенка надо так, чтобы он все видел лицо родителя, которое должно быть хорошо освещено.