Ольга Валерьевна Михеева
Мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник «На дне морском»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
«На дне морском»
Воспитатель: Михеева О. В.
КГКП Детского
сада-ясли №45 «Болаша»
Актуальность мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник „На дне морском“» размещена в разделах
- Морские обитатели, подводный мир. Рисование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2018
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
- в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
- в процессе работы, у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
- формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
- познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с различными техниками рисования;
- развивать интерес к различным нетрадиционным способами изображения предметов на бумаге, картоне и др.
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Применение: в повседневных УОД по рисованию, в свободное вечернее время, в работе с родителями.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатите уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение УОД с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Практическая часть.
- Уважаемые педагоги я сегодня предлагаю узнать, что такое детское творчество, и как оно развивается.
Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Разрешите, я вам расскажу немного о них.
- Но сначала ответьте на вопросы:
1. Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми?
2. С какой целью?
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
-Для выполнения практической работы предлагаю создать творческие группы. Пожалуйста!
Познакомить участников со следующими нетрадиционными техниками рисования на тему «На дне морском» :
1. Рисование с помощью соли.
способ Рисование солью.
возраст От 3лет
вид рисунок
материал Цветная соль, клей,
Техника выполнения Ребенок намазывает клеем трафарет и рассыпает цветную соль, аккуратно пальчиками прижимает, дает подсохнуть и лишнюю соль, ссыпает в контейнер.
Средства выразительности Цвет, фактура.
2. Техника «печатание пробкой, картофелем, поролоном».
способ Оттиск печатками из картофеля
возраст от трех лет.
вид отпечаток
материал мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Техника выполнения ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Средства выразительности пятно, фактура, цвет.
3. Рисование при помощи техники «кляксографии».
способ Раздувание кляксы.
возраст С 5 лет
вид Рисование легкими
материал Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага
Техника выполнения Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги. Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху
ПРИМЕЧАНИЕ:
- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.)
- если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.)
- конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.
Средства выразительности Пятно, цвет
4. Рисование на мокрой бумаге
способ Рисование на мокрой бумаге
возраст С 3 лет
вид Вода, отпечаток
материал Плотная бумага, кисти, акварель
Техника выполнения Лист бумаги увлажняется (водой или жидкой краской) широкой кистью или поролоном, слегка подсыхает, и наносится рисунок, краска должна слегка растекаться и не иметь четких границ. Если пропустили нужную влажность и лист высох, увлажните снова.
Средства выразительности Пятно, симметрия, цвет
5. Рисование пальчиками
способ Рисование пальчиками
возраст от двух лет.
вид Гуашь, отпечаток
материал мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Техника выполнения ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
Средства выразительности Пятно, симметрия, цвет.
6. Рисование ладошкой.
способ Рисование ладошкой.
возраст от двух лет.
вид Гуашь, отпечаток
материал широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Техника выполнения Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Средства выразительности пятно, цвет, фантастический силуэт.
- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «На дне морском», прикрепите рисунок и подпишите его. ( ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- А, теперь мини - опрос ответьте на вопросы.
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».
Роден
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Литература:
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
• Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир. -М., 2007.
• Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р. Г. /-М., 2005.