Дарья Берёзкина
Мастер-класс для педагогов по проблеме детского экспериментирования «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
Показать, как можно использовать опыты, эксперименты и занимательные фокусы в образовательной деятельности детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по проблеме детского экспериментирования „Неизведанное рядом“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать, удивляться и удивлять.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Это отражает всю сущность окружающего мира.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Задачи детского экспериментирования.
Обучающие.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира и их значимости для жизни человека.
Знакомить детей с различными свойствами веществ.
Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.
Развивающие.
Развивать представления детей об основных физических явлениях, о некоторых факторах среды (свет, температура, переход в разные состояния, давление и др.)
Воспитывающие.
Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.
Итак, приступим к экспериментам. Первый я покажу вам сама. А второй вы попробуете сделать сами.
Сегодня на мастер-классе мы поработаем со всем хорошо известным веществом. С каким, вы узнаете, отгадав загадку.
Этот камень можно есть
Он в слезах и поте есть
Не вкусна в борще фасоль.
Если пожалели…соль.
Опыт 1
Для того, чтобы привлечь детей к поисково-исследовательской деятельности необходимо создать проблему или проблемную ситуацию. Для этого я использую, например, сказки, загадки и прочее.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках (одинаковый по объему). Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем из следующих опытов.
Итак, проблемная ситуация : Что тяжелее? А что легче?
На столе мешочки с солью и мешочки с поролоном.
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче?
-поролон.
Воспитатель: Значит, какому ослику было легко идти?
- Ослику, который нес поролон.
Воспитатель: А, кому тяжелее?
- Ослику, который нес соль.
Воспитатель: Вот мы и ответили на первый вопрос. А теперь возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?
- Она растворилась.
Воспитатель: Возьмите поролон и намочите его в этой воде. Теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?
- Поролон. Он впитал в себя воду.
Воспитатель: Какому ослику было легко плыть. Почему?
- Ослику с солью было легче плыть, так как соль в мешках растворилась.
Воспитатель: Какому ослику было плыть тяжело? Почему?
- Ослику с поролоном потому, что поролон впитал воду.
Какой же ослик пришёл домой с грузом?
- Ослик с поролоном.
Почему?
Опыт 2
Следующий эксперимент предлагаю творческий. Предположим вам нужно сделать красивую открытку, упаковку для подарка или фон для аппликации. Но под рукой не оказалось ничего подходящего. Я предлагаю сделать его с помощью современной техники- мраморирование бумаги. Для этого понадобится: Собственно сама бумага,
1. Пена для бритья
2. Поднос
3. Краски (акварель или гуашь)
4. Губка для мытья посуды
5. Шпажки
6. Кисточка
Мраморную бумагу также можно сделать с помощью воды и масляной краски. Итак.
Пену нужно выдавить на поднос равномерно распределяя по всей поверхности. Наносим краску с помощью кисточки, брызгая на пену. Раскрашиваем кисточкой различными узорами пену гуашевой краской. Зубочисткой наносим различные узоры (волнистые и т. д.). Мы приближаемся к финалу нашего творческого эксперимента. Попробуем сделать оттенок. Лист прижимаем к слою пены, чтобы краска отпечаталась. Берем губку и аккуратно убираем пену. Таким образом, краска остается и на листе бумаги отпечатывается узор. Полученная нами мраморная бумага станет основой для открытки. Посмотрите, у нас есть красивые бабочки. Именно бабочка- живой цветок- является символом сегодняшнего семинара. Я предлагаю приклеить бабочку на нашу заготовку.
Какие красивые открытки у вас получились!.
Рефлексия
«Секретное письмо»
Заканчивая нашу встречу, мы вас попросим оценить сегодняшнюю работу. Но сделать это необычным способом: написав свое послание на листе бумаги молоком.
Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточкой в молоко и напишите послание, зашифрованное письмо.
Капелька (было интересно, понравилось мероприятие,
Цветок (было интересно, но кое-что непонятно,
Снежинка (было не интересно, я это уже давно знала и применяю в своей работе, многое осталось непонятным).
Как вы думаете, как я его прочитаю?
Спасибо за внимание, мне было приятно работать вместе с вами. Удачи в ваших экспериментах! До новых встреч.
Теперь скажу вам по секрету,
Что никакой здесь тайны нету.
Здесь нет ни капли колдовства,
Но очень много мастерства.