Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Крупотерапия, как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»

Галина Фролова
Мастер-класс для педагогов «Крупотерапия, как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

РМО учителей логопедов (подгруппа «сельские ДОО»)

Мастер – класс

«Крупотерапия, как средство

развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»

Подготовила: Фролова Галина Ивановна

учитель – логопед МБДОУ ДСКВ №1

ст-цы Копанской МО Ейский район

Февраль, 2020г.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Крупотерапия, как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

Во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Работая логопедом в группе компенсирующей направленности, я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности, крупотерапию.

(Слайд 2) Крупотерапия - нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов жизнедеятельности организма.

(Слайд 3) Использование круп в игре с детьми дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

Развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления, воображения.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи.

Развитие творческих способностей.

• Укрепление физического здоровья.

(Слайд 4) Безопасность при хранении и использовании круп в ДОУ.

Для игр с крупой с детьми старше пяти лет рекомендуется использовать все виды круп, включая бобовые (фасоль, чечевицу). С детьми младшего возраста (с трех лет) лучше использовать гречку, пшено (или другую однородную крупу).

Необходимо обеспечить безопасность крупы : предварительно промывается, просушивается в духовке, хранится в закрытой таре.

Для хранения круп можно использовать прозрачные пластиковые контейнеры, в которых легко рассмотреть и определить крупу. Контейнеры должны быть плотно закрыты. Это способствует защите круп от насекомых вредителей.

Прежде, чем приступить к работе с крупами, необходимо побеседовать с детьми о безопасном их использовании. Объяснить, в доступной форме, как опасно попадание мелких предметов в нос, уши, горло, глаза. Привести примеры и обсудить ситуации. Установить правила работы с крупами и соблюдать их. Использовать крупы дети могут только под наблюдением взрослого.

Знакомство детей с крупами. Вначале целесообразно познакомить детей с крупой. Дать им ее пощупать, потрогать. Определить и сравнить свойства различных круп. Побеседовать о том из чего получили данную крупу и о применении круп в жизни человека. Терпеливо отвечаем на все заданные вопросы. Когда дети уже освоились, познакомились с новым материалом, можно начинать деятельность с использованием крупы.

(Слайд 5)При работе с крупой использую следующие игры

(Слайд 6) Игра «Золушка» («Помощники»)

Раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.

Перебирание крупы разного вида.

Игра «Разноцветные дорожки»

Из круп разного вида или цвета дети насыпают дорожки.

(Слайд 7) «Игра с горошком» (пальчиковая игра)

(На стол насыпать горох и катать его, нажимать пальчиками)

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:

Пальчик, пальчик, мой хороший.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай и другому передай.

Игра «Собираем урожай»

Большим и указательным пальцем берём горошину и удерживаем её остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берём следующую горошину, потом ещё и ещё – так набираем целую горсть. Можно предложить ребёнку делать это одной или двумя руками.

(Слайд 8) Игра «Горох - фасоль» (сухой бассейн)

На дне контейнера, игрушки разной формы и из разного материала, дети по описанию должны отыскать. В этой игре идет закрепление умения образовывать относительные прилагательные. (Дети находят в крупе железный замочек, резиновую черепашку, деревянную машинку и т. д).

Другой вариант игры «Сыщики», когда в крупе отыскивают буквы и из них составляют слово. Можно предложить детям игру «Где живёт звук». Предварительно педагог прячет игрушки в крупе, ребёнок достаёт называет её и говорит, какой первый или последний звук в названии игрушки.

(Слайд 9) Рисование на разноцветном подносе.

Для этого надо высыпать манную крупу на поднос ровным слоем. Провести пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Рисовать можно все, что угодно: буквы, цифры, хаотичные линии, домики, смайлики, можно нарисовать сюжетную картинку и по ней составить рассказ. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

«Выкладывание узора»

Выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам, выкладывание цифр, фигур.

«Рисование фасолью»

Предлагаем «нарисовать» с помощью фасоли (другой крупы) предметы, например: воздушный шарик, лесенку, солнышко, грибок, ёлочку (дети, используя схемы, выкладывают предмет).

Игра «Отгадай загадку, выложи отгадку»

Взрослый загадывает загадку, например о буквах алфавита, просим ребёнка отгадать и выложить отгадку из крупы.

Игра для маленьких «Покормим птичек»,

постарше «Угости Нюшу»

Педагог сообщает детям, что фасоль-это витаминки для птички. Дети с удовольствием угощают птичку витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта. Можно фасолинки использовать для автоматизации звуков. Называем слова со звуком (Ш) и угощаем Нюшу.

Игра «Каша»

Кушая кашу каждый день, не каждый ребенок знает название каши и из какой крупы она сварена. Организуя эту игру, дети узнают все это и учатся образовывать относительные прилагательные (каша из гороха- гороховая).

(Слайд10) Ребята участвовали в занятии в рамках недели МХК «Осенний натюрморт». Предварительно дети создали аппликацию из самоклеющейся цветной бумаги. По сюжету занятия налетел ночью ветер и сорвал цветные картинки, оставив белые липкие пятна на картине, которые ребята засыпали цветной манкой, чтобы получился натюрморт из овощей и фруктов.

(Слайд 11) В своей работе не забываю об огромной роли родителей. Для родителей оформляю папки - передвижки, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Провожу консультации для родителей; создаю буклеты с рекомендациями: "Волшебная крупа", "С крупой играем - речь развиваем", "Рисуем на крупе", «Поделки из крупы».

(Слайд 12) Осенью, по этой теме организовала проектную деятельность вместе с родителями. Итогом которой стал конкурс «Осенние мотивы». Ребята нашей группы совместно с родителями изготавливали картины из крупы.

Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из круп. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать.

При перебирании пальчиками сыпучего материала у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

(Слайд 13) Из опыта работы отмечаю, что детям никогда не надоедает играть в сухом бассейне, с крупой. Они сами становятся инициаторами новых игр. Каждый день придумывают что-то новое.

Практическое занятие с использованием метода крупотерапии

«Ранняя весна»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционном методе крупотерапии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Ход проведения: Уважаемые коллеги, я хочу представить вам практическое занятие с использованием метода крупотерапии. В этом занятии активную роль я отвожу вам. Вы любите путешествовать?

Педагоги : Да.

Логопед: Тогда я произношу волшебные слова -Крекс- пекс- фекс и превращаю вас в маленьких любознательных детей. Теперь мы смело можем отправляться в путь. Путешествовать мы будем по первому весеннему месяцу. Логопед: Как он называется?

Педагоги - дети : Март.

Логопед: Правильно. Март непредсказуемый месяц. То метель метёт, то солнце печёт. Всю ночь бушевала метель, засыпала все дорожки в саду.

Упражнение «Сухой бассейн». Чтоб нам было легче путешествовать, давайте расчистим дорожки (можно смести кисточкой дорожку от снега, можно пальчиком, а можно подуть в трубочку раздувая крупу). Упражнение на развитие дыхания (поднос с манной крупой и коктельная трубочка, воздух носом набираем, через ротик выпускаем, щеки мы не надуваем, плечи мы не поднимаем, воздух в трубочку медленно и плавно выпускаем, на поверхности подноса с манной крупой остаётся след-дорожка).

Логопед: Молодцы, поработали немножко и в путь. Посмотрите, какое солнце. Топят яркие весенние лучи снег, повисли с крыш сосульки. Какие они все разные одни длинные, другие …

Педагоги-дети : Короткие…

Логопед: Одни толстые, другие …

Педагоги-дети : Тонкие

Логопед: И песенки у них тоже разные.

Пропойте песенку первой сосульки: кап---кап---кап---кап---кап,

Второй: кап-кап---кап-кап,

Третьей: кап---кап,

Четвертой: кап-кап---кап-кап---кап-кап (прохлопайте)

(Выложите капельки арбузными семечками).

Слышите, кроме звонкой капели, еще какие-то голоса? Да это птицы на кормушке раскричались. Делят - кому, сколько хлебных крошек достанется. Назовите, какие птицы прилетели на кормушку?

Педагоги-дети : Синица, воробей, снегирь, свиристель. Посчитайте, сколько всего птиц на кормушке?

Педагоги-дети : Четыре птицы.

Ведущий: Какая птица сидит в левом верхнем углу?

Педагоги-дети : В левом верхнем углу сидит синица.

Ведущий: Какая птица находится в правом нижнем углу?

Педагоги-дети : В правом нижнем углу сидит свиристель.

Логопед : Давайте, угостим их семечками подсолнечника (выкладываем на плоскостном макете – кормушке семечки). Пора дальше идти, впереди ручеёк (выкладываем голубыми камушками, Придумайте для ручейка красивые слова. Например: ручеёк какой? Весенний, извилистый и т. п.

Педагоги-дети : Говорливый, холодный, каменистый, весёлый, голубой.

Логопед: Как же нам перебраться на другую сторону, а вот и мостик только немного поломан. Починим мостик?

Педагоги-дети : Да. (выкладывание мостика скорлупой от фисташковых орехов, фасолин)

Логопед: По мосточку мы шагаем, всё вокруг мы замечаем. Впереди проталины, а на них цветы небывалой красоты? Как называются самые первые весенние цветы?

Педагоги-дети : Подснежники. (аккуратно присыпать цветы манной крупой, не выходя за контур цветка) Пока мы с вами любовались подснежниками, погода снова испортилась, полетели в воздухе лёгкие снежинки. (Выложить по трафарету снежинку из белой фасоли). Пора возвращаться домой. Правильно гласит русская пословица «Раннее мартовское тепло ненадёжное»

На этом наше путешествие по месяцу марту подошло к концу. Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Перечислите приметы весны, которые вы увидели. Сейчас я произнесу волшебные слова: Крекс-пекс-фекс, вы - снова взрослые люди.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Крупотерапия, как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 23:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Крупотерапия, как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Фролова (УИ 98017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД