Корсукова Елена
Мастер-класс для педагогов «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»
▼ Скачать
Мастер-класс для педагогов
«Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»
Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Оборудование: проектор, экран, презентация, мяч, схемы слогов.
1. Организационный момент.
-Поздоровайтесь так с рядом сидящей коллегой, чтобы не повторять приветствие остальных.
2. Объявление темы мастер-класса.
Я должна вам сообщить тему нашего семинара, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»
ПОМИДОРЫ - «мидоры»
СКОВОРОДКА - «скородолка»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами?
(Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?
Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.
3. Теоретический аспект «Что такое слово».
А сейчас попробуйте сформулировать своими словами что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля я нашла несколько определений;
1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.
2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.
3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.
4. Разговор. Беседа.
А структура-это состав, ряд, компонент.
А если нарушается слоговая структура слова (ССС, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи: способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.
4. Практическая часть. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Работу по преодолению (ССС) нужно выстроить в 2 этапа.
1 этап- подготовительный.
Цель: Подготовить ребёнка к усвоению ССС.
Предлагаю вам выполнить задания, которыми я пользовалась на подготовительном этапе.
1. Упражнение «Газета»
Скомкать газету и определить характер шума. Какие звуки напоминает шум мнущейся газеты. (Шелест листьев, шипение змеи, шипение масла на сковородке, плеск, шум моря. Звук газеты тихий, шершавый, газетный, глухой, мятый.)
2. Упражнение «Музыкальный инструмент»
Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)
3. Упражнение «Из чего сделаны звуки».
Определить на слух, какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).
4. Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери)
2 этап. Коррекционный этап практической части.
А сейчас переходим к коррекционному этапу нашего занятия.
Он проходит в 3 этапа: уровень звуков, уровень слогов, уровень слов.
Уровень звуков
«Прочитай звук по губам» (а о у и э ы).
По - разному может звучать один и тот же звук. Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу.
Характер звука «О» - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…
На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.)
Уровень слогов
Используется на этапе автоматизации слогов и дифференциации звуков
• Задание «Слоги наоборот» (с мячом).
СА-АС
ТСА-АТС
КЛА-АЛК
РО-ОР
• Задание «Слоговой аукцион».
Закончи начатый слог.
СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт.
• Задание «Составь слог к схеме» гласный – согласный (ап, он)
Согласный-гласный (па, лу., согласный-согласный-гласный (про, тру)
• Задание «Слоговые шары»
Раздаю я вам шары
На них слоги посмотри
По форме пару ты найди
И слово на шарах прочти! (во-да, ро-са, бу-сы, лу-жа, ле-то….)
Работа над словом.
• Игра «Рифма»
Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)
И последний этап работа над фразами, текстами, стихами, скороговорками.
С раннего детства нам запомнились скороговорки. Чем же они поразили внимании и память на всю жизнь? Маленький человечек в своём развитии проходит несколько этапов. В 6 месяцев он начинает улавливать элементы звучащей речи (темп, ритм, мелодию). Темп речи зависит от подвижности артикуляционного аппарата.
• Задание «Скороговорка в картинках».
Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.
- Сало было, стало мыло.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- А мне не недодомогания.
- Ложечка ты моя желобовыгибистая.
- Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.
- Дуб дубовистый-широкозеленолистый.
Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.
(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).
6. Итог
Что нового узнали на семинаре-практикуме?
Что вам осталось неясным?
На какие темы вы бы хотели получить практическую помощь от логопеда?