Вера Спиридонова
Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Атемарский детский сад «Теремок»
Тема: «Развитие нравственно-эстетических чувств
посредством поэтического слова»
статья (из опыта работы)
Подготовила воспитатель Спиридонова В. И.
Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка.
В. Г. Белинский.
Публикация «Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова» размещена в разделах
Я убеждена, что именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В. Г. Белинский, «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передаётся голове». Включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходимо ещё и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования.
За основу своей педагогической деятельности я взяла положение В. А. Сухомлинского о том, если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несёт радость и грусть.
Одна из основных задач воспитателя – путём приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности, как основе развития нравственных чувств.
Организовать такую работу мне помогают стихи. На какую бы нравственно-эстетическую тему я не беседовала с детьми, подтверждением моих мыслей и даже ответы на многие вопросы становятся поэтические строки :
Бать легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло своё другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих.
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри.
Как много у него друзей!
А злой всегда один…
Основная цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе поэзию, добиться положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:
1. Знакомить с художественным словом на всех видах НОД, а также в свободной игровой деятельности.
2. Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений.
3. Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.
4. Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.
Успешной реализации данных задач помогает созданная совместно с детьми предметно-развивающая среда. Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу или проводить занятие или отправиться на прогулку, я решаю какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели. Что может вызвать у детей особое увлечение и интерес?
Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, воспитатель, оказавшись с детьми в осеннем лесу, спрашивает: «Ас кем можно сравнить осень? И выслушав ответы, читает такие строки:
Прошла лисица – зарница
И обожгла листву хвостом.
Огонь по веточкам полез,
И запылал осенний лес!
А гуляя зимою с детьми, преподаю замечательный урок красоты.
Изо всех земных чудес
Мне милее русский лес.
И весёлый молодой,
И задумчивый, седой.
Хоть какою будь погода,
Но особенно зимой.
Воспитатель чувствует, что от этих строк на сердце у детей становится тепло, глазки широко открываются, дети замирают, любуясь красотой. Простые ласковые строки помогают мне тронуть детские души. Дети чувствуют ритм стиха, понимают, что в стихах есть рифма, поэтому я стала чаще использовать игры при помощи которых можно развивать чувство ритма, необходимое для понимания и для выразительного чтения стиха. Например, читает стоку, опуская слово – рифму, которое дети должны подобрать: «солнце по небу гуляет и за тучку…»
Дети тут же включаются в игру: забежало, убежало и т. д.
Использует творческие задания. Например, гуляя, говорю: «Найдите отгадки рядом с нами». И загадываю загадку: «Её узнаешь по простой примете: нет деревца белей её на свете». Стремиться, чтобы дети, отгадывая загадку, мыслили, сопоставляли, сравнивали.
В подготовительной группе дети многие читают, поэтому книги выставляются на полочку на видное место, чтобы ребёнок мог заинтересоваться и сесть, чтобы рассмотреть иллюстрации и прочитать.
В начале тихого часа обязательно можно услышать просьбу детей, чтобы им прочитали. Детям хочется слушать и слушать стихи, наслаждаться музыкальностью поэзии, а воспитателю доставляет удовольствие их читать.
Использование поэзии в работе с детьми – это увлекательный, важный и нужный труд. Поэзия учит детей удивляться, радоваться, волноваться.