Марина Поплавская
Мастер-класс для педагогов «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля». Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование набора „Дары Фребеля“ в развитии познавательных процессов дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
2 Биография Ф. Фребеля
Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора в Германии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».
В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад»? Ф. Фребель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц. Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества. Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.
Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.
Игры Фребеля.
Фридрих Фребель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития. Игра является прообразом всей человеческой жизни. «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во многом ему помочь и вовремя откорректировать. Ф. Фребель писал : «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе»
• Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
• Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам.
• Он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева
•. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России.
3 Дары Фребеля и игры с ними.
Ф. Фребель–создал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля. Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т. д.
Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
.
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Каждый раз вы называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Прячете мячик, а потом снова показываете его («есть мячик – нет мячика»). И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию. Совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни.
Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра
Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает. Так, шар был символом бесконечности, движения. Куб - символом покоя. А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара. В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.
4 Восьмой дар – Палочки. В каждом из них собраны палочки. Они отличаются по длине, а также по цвету. Предметы используются не только для создания рисунков, но и обучения счету, решению задач.
Девятый дар - Кольца и полукольца. Из тонких колец и полуколец можно выстраивать разные рисунки. Ребенок создает узоры, таким образом осваивая письмо и рисование. Они отличаются между собой и по диаметру.
Десятый дар - Фишки. Их можно смешивать и разбирать, наглядно иллюстрировать примеры и задачи. Развивается мелкая моторика, логическое мышление.
Одиннадцатый дар - Цветные тела. Бусины сделаны в виде разных геометрических фигур: шаров, цилиндров,кубов. Они отличаются и по цвету. Их можно нанизывать на веревочку, решать таким образом разные задачи.
Двенадцатый дар - Мозаика, шнуровка. Оригинальная мозаика от Фребеля отличается наличием цветных веревочек, которыми можно соединять разные фишки. Из них можно собрать разные изображения: от простых до сложных. При помощи веревочек можно прошнуровать доску через отверстия.
Тринадцатый дар - Башенки. В комплекте 27 деталей. Они сделаны в виде мелких кирпичиков и кубиков, половинок цилиндров и т. д. Если сложить все детали, они образуют куб. Сложность набора заключается в разной форме элементов. Детали не окрашены. Они приятные на ощупь.
Четырнадцатый дар - Арки и цифры. Малыш знакомится с необычными фигурами, из которых можно собрать круг разного диаметра. Он сравнивает размеры, усваивает понятие «пропорция».
5 Актуальность набора :
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля»
• развиваются социальные и коммуникативные умения
• развивается мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности
• формируются элементарные математические умения
• согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ
• согласуется с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников
• можно использовать в процессе семейного воспитания
• создает условия для совместной деятельности взрослого и детей
• создает условия для самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей
• комплект предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие :
• Развивать игровую деятельность детей;
• Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
• Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
• Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2. Познавательное развитие :
• Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
• Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
• Формирование начал самопознания.
3. Речевое развитие :
• Развитие речевых способностей и умений;
• Формировать предпосылки чтения и письма;
• Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4. Художественно-эстетическое развитие :
• Развивать эстетическое мировидение;
• Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
• Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
• Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
5. Физическое развитие :
• Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
• Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Итак, уважаемые педаги, вы сейчас – дети, и мы с вами немного поиграем.
6 «Волшебный мешочек»
Задачи:
• развивать сенсорные навыки, мелкую моторику, тактильную чувствительность; познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать игровую деятельность
• развивать речь, память, внимание, воображение.
. Ход игры: На столике лежат различные фигуры.
-Посмотрите на эти фигуры и назовите их (называют…
-Постарайтесь запомнить их названия и как они выглядят (запоминают…
Далее воспитатель убирает фигуры в мешочек и предлагает угадать на ощупь и назвать какой формы предмет, далее передается мешочек следующему игроку.
Усложнение игры. «Волшебная коробочка», достают фигуры правой и левой рукой одновременно.
7 «Зеркало»
Задачи:
• формировать первичные представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира (форма, цвет, размер);
• развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками;
• реализовывать самостоятельную творческую деятельность.
Ход игры: Дети парами встают друг против друга и внимательно смотрят, стараясь запомнить партнера. По команде ведущего они выкладывают «отражение» своего партнера, рассказывают какой он и чем отличается от других.
8 «На лугу»
Задачи:
• формировать первичные представления о разнообразии мира природы, о планете Земля, расширять кругозор, обучать умению выразительно передавать образы окружающего мира;
• развивать общения со сверстниками;
• развивать воображение, реализовывать самостоятельную творческую деятельность.
Ход игры: Спросить у детей, что такое луг, что на нем растет, кто живет, какие домашние животные пасутся на лугу? Воспитатель просит поселить на лугу его обитателей, собранных из наборов.
9 «Почему я не…»
Задачи:
• развивать интерес к совместным играм;
• развивать умения выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты;
• формировать представления о себе;
• развивать грамматически правильную диалогическую речь.
Ход игры: Дети получают различные детали из наборов. Ведущий предлагает ответить, почему он НЕ эта деталь. Ответ должен касаться игрока и быть сформирован как отрицание. Ответ должен базироваться на 1 общем для все объектов данного класс признаке.
Варианты игры:
1. Ведущий предлагает ответить на вопрос «Что общего у меня и этой детали?»
2. Ведущий предлагает порассуждать на тему «Если бы я был этой деталью, то я мог бы…»
10 «Королевство кривых зеркал»
Задачи:
• формировать представления об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом);
• изучать свойства симметрии различных объектов, развивать пространственные представления;
• развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками;
Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру «Королевство кривых зеркал», рекомендуется поиграть с детьми в игру «Фотограф». Выяснить, чем отличается фотоснимок от картины. Поиграть в игру «Копия» или «Типография, вырезать различные фигуры из сложенной пополам бумаги. Прочитать сказку «Алиса в зазеркалье».Рекомендуется дополнительно подготовить зеркало. Также необходимо ровная матовая одноцветная поверхность для выкладывания фигур.
Ход игры: Один ребенок выкладывает композицию из тел и фигур, Другой отражает ее в зеркале. Можно второму отразить неправильно, а третий будет исправлять ошибку.
11 «Туристический автобус»
Задачи:
• Развивать сенсорные навыки и познавательно – исследовательскую деятельность;
• расширять кругозор; развивать познавательную активность, любознательность;
• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Ход игры: 1 вариант. Каждый, сидящий за столом должен рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки - в «автобусе» - на белом листе. Педагог называет куда класть фигурку-рассаживать «пассажиров», а в дети выполняют. 2 вариант. Дети садятся спиной друг к другу парами. Один ребенок выкладывает 6 фигур в три ряда. Сообщает своему партнеру какие фигуры он взял и второй следуя инструкциям, рассаживает «пассажиров».
12 «Золушка»
Задачи:
• развивать сенсорные навыки и познавательно – исследовательскую деятельность ;
• Формировать умение классифицировать предметы по размеру и цвету;
• Расширять кругозор; развивать познавательную активность, любознательность;
• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Ход игры: Ребята, злая мачеха уехала со своими дочерьми на бал и как всегда оставила кучу указаний бедной Золушке. Сегодня она приказала сделать ей несколько дел.
1. Вначале мачеха приказала разделить кольца на группы по цветам. Педагог с детьми договариваются, кто из них какой цвет будет собирать.
2. Кольца разные по размеру и теперь каждому из вас предстоит разделить ваши кольца на две группы : большие и маленькие.
3. В мешке лежат полукольца разного цвета и разной величины. Нужно починить кольца.
13 «Большая стирка»
Задачи:
• развивать общение и взаимодействие со сверстниками;
• формировать познавательную деятельность;
• развивать воображение, внимание, творческую активность.
Ход игры:
На столе выложить веревочку, на которой будет сушиться белье. Выложить рубашку из 3-4 фигур. - Посмотрите на веревочке у нас сушиться «рубашка» Скажите, пожалуйста, из каких геометрических фигур она состоит и какого цвета?Главное условие - все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Нужно выстроит цепочку как можно длиннее.
14 «Одного поля ягода»
Задачи:
• развивать представления об объектах окружающего мира;
• Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• расширять кругозор;
• развивать речевое творчество.
Ход игры: Воспитатель рассказывает, как выводят новые сорта растений. Выкладывает из 2 разных веревок замкнутые пересекающиеся плоскости. В саду посадили разные виды ягод, но появились ягоды с 2 этими признаками. Детям нужно разложить ягоды по двум плоскостям, а в середину те, что объединяют эти признаки.
15 «В мире фигур»
Задачи:
• Развивать познавательно - исследовательскую деятельность;
• развивать элементарно – математические представления,
• развивать память, внимание.
Ход игры: Выложить на столе поле из фигур, на глазах у детей накрыть 3-4 фигуры геометрическими телами. По кругу дети высказывают свое предположение, что где скрыто, открывают фигуру. Если угадал, берет себе фигуру, а телом закрывает другую фигуру; не угадал, ставит тело на место. Победитель тот, кто собрал большее количество фигур. Нельзя угадывать фигуру, которую не угадали и ту, что закрыли последней.
18 Результаты:
• развитие сенсорных навыков, элементарных математических представлений, развитие восприятия, мышления внимания, памяти.
• развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
• формирование знаний об объемных геометрических фигур,
• развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений,
• развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
• формирование грамматически правильного строя речи.
• развитие умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру. Умение выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
• развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, мышления.
19 Перспективы:
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Речевое развитие»
Задачи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• обогащение и активизация словаря;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• воспитание интереса к художественному слову;
развитие речевого творчества.