Наталья Алимова
Мастер-класс для педагогов «Игры-упражнения ТРИЗ-технологий для развития творческого мышления дошкольников»
Проведение мастер-класса.
Уважаемые коллеги! Вот уже на протяжении семи лет я развиваю у детей способность творчески мыслить.
Творческий процесс - это настоящее чудо. В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь.
В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе он бы не стал человеком. Творчество не приходит по наитию. Творчество необходимо развивать. Я стараюсь не преподносить истину, я учу находить ее.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры-упражнения ТРИЗ-технологий для развития творческого мышления дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ - педагогика.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Предлагаю вам окнуться в мир нестандартного и оригинального мышления, который предполагает ТРИЗ – педагогика.
На каждом занятии детей встречает девочка, которую зовут ДУМка. Она живёт в удивительной стране РАЗМЫШЛЯНДИИ. Как вы думаете, почему у неё такое имя? ДУМка помогает учиться думать, быть внимательным, находчивым, сообразительным. Она знакомит детей со своими друзьями и откроет свои секреты.
1 Игра «Теремок»
Эту игру можно использовать как словесную, но, в силу психологических особенностей дошкольников, лучше использовать предметные картинки. Считалкой выбирается ведущий, он – хозяин теремка. Остальные по очереди «стучаться» к нему в гости и просят пустить их в теремок, так как они чем-то похожи на основной объект.
Как вариант – можно впускать в теремок тех, кто отличается от «хозяина» по каким-то признакам. Это игра развивает в детях способность видеть все признаки предметов.
Следующий герой, которого дети встречают на занятиях, Хитруля. Какие ваши идеи по поводу его имени? Бывает что кто – то хочет кого- то научить и для этого придумывает маленькие хитрости: игры, упражнения, загадки.
Вот Хитрулю и назвали так потому, что он придумывает разные добрые хитрости для друзей.
Игра «Хорошо - плохо»
Игра проводится в несколько этапов:
1. Выбирается объект, безразличный для детей. Предлагается проанализировать объект и назвать его качества, с точки зрения детей, положительные и отрицательные (что «хорошо», а что «плохо»).
2. Все отрицательные качества превратить в положительные.
Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства предметов.
И третий герой, с которым я хочу вас познакомить, это Мастер Ресурс.
Это учитель и друг всем героям страны «Размышляндии». Мастер Ресурс очень находчивый, запасливый и бережливый. Он всегда учит использовать для решения задач скрытые возможности предметов – ресурсы.
Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Остров теплый, светлый, на нём разные растения и животные. Что вам нужно, чтобы жить на этом острове? А что важнее всего? Чтобы ответить, нужно подумать – сколько времени можно обходиться без этого (без еды – 2-3 дня, без питья – 1 день, без жилища -? И т. д)
В вашем распоряжении оказалось бесчисленное количество каких – то предметов (вынесло на берег, например карандашей. Вам нужно, используя эти предметы, обустроить свою жизнь на этом острове. Помните, что карандаши могут быть разные. Используйте свойства этих предметов.
Подведение итогов мастер-класса.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Знание ТРИЗ помогает расширять представления о мире и дает возможность решать задачи, которые раннее казались неразрешимыми. Творческий подход к решению проблем требуется сейчас едва ли не в каждой области знаний. Эффективное решение задач, выбор стратегии, создание чего - то нового – везде требуются свежие оригинальные идеи. А идеи – это и есть продукт изобретательского творчества, это и есть сфера, где так сильна ТРИЗ. Спасибо за внимание.