Анна Ситнева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2020
На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Цель мастер - класса :
Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – ритмопластикой.
Задачи:
- систематизировать представления у педагогов о ритмопластике, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
- познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;
- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;
- повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Этапы мастер – класса :
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Заключительная часть
Ход мастер – класса
1. Теоретическая часть
Наш мастер-класс будет посвящен инновационной здоровьесберегающей технологии - ритмопластике, которую можно использовать как средство физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятия: ритм и пластика. Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку. Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.
Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.
Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется данный оздоровительный комплекс детям от двух до семи лет. Так, совсем крошечным малышам (в возрасте до двух лет) будет затруднительно воспринять информацию, которую преподносит педагог. Также двухгодовалым ребятам будет несколько трудно повторять слова и заучивать сценки. К семилетнему возрасту занятия по ритмопластике становятся неинтересными. В семь лет ребята отлично владеют своим телом и не имеют проблем с координацией движений.
Какие задачи выполняет ритмическая пластика?
Ритмопластика поможет раскрепостить малыша с психической стороны. Малыш начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, занятия ритмической пластикой преследуют определенные цели, такие как:
- улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми);
-повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения);
- формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину);
- исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость);
- повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути);
- раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане;
- развитие дыхательного аппарата.
Как проводится занятие по ритмической пластике?
Одним из основных правил при занятиях пластикой является атмосфера, в которой занятия проводятся. Воспитатель, который проводит, в первую очередь должен быть дошколятам товарищем, а лишь потом – педагогом Детей нельзя заставлять выполнять упражнения или настаивать на выполнении определенного вида действий. У детей должна быть полная свобода. Дошколята должны почувствовать, что на них не оказывают никакого давления. Занятия ритмопластикой должны приносить удовольствие, только в этом случае от них будет польза. Также у каждого занятия есть определенные временные рамки. Продолжительность занятия не может занимать более получаса, ведь маленьким детям тяжело длительное время фокусировать внимание на одном и том же упражнении.
Подборка упражнений для занятий ритмопластикой
У любого воспитателя возникают вопросы о том, как проводить занятие, когда он слышит впервые такое понятие, как ритмопластика. В детском саду упражнения при этом достаточно простые, и их довольно просто найти и взять себе за основу готовые.
Для выполнения упражнений ритмичного характера деткам предлагается: изображать различных животных; повторять физические упражнения за педагогом; выполнять движения с атрибутикой (кругами, лентами, мячами). Для занятий по гимнастике деткам необходимо выполнять упражнения с использованием логоритмики (стихов) : разминка стоп; растяжка тела (в том числе позвоночника); развитие гибкости («мостик», «лодочка», «березка»).
Танцевальные упражнения: точный шаг по кругу; выбрасывание ног вперед перед собой на носок и пяточку; хоровод по кругу; «волна» руками; различные прыжки; танцы в парах. Танцевальные постановки с сюжетом. Упражнения также могут выполняться под стихотворения, которые будет зачитывать воспитатель. Так, например, каждое короткое слово произведения может сопровождаться хлопком или шагом. Такие занятия помогают детям познакомиться с понятием чувства ритма.
Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения.
Таким образом, занятия ритмопластикой способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка, а эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения занятий по ритмопластике.
2. Практическая часть
- А сейчас я приглашаю всех выполнить комплекс с элементами ритмопластики, который можно использовать при проведении утренней гимнастики, динамической паузы. Данный комплекс можно использовать для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
1. Вводная часть
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с маленькими человечками, подружимся с ними и будем играть. Эти человечки вам знакомы и встречаются нам в сказке «Белоснежка и…. даю возможность детям самим договорить. Правильно, в сказке «Белоснежка и семь гномов». Закрывайте глаза, я превращу вас в гномиков.
- Крибле-крабле-бумс!
Осенней кисточкой взмахну
И в гномиков вас превращу.
- А сейчас давайте отправимся в сказочный, осенний, и таинственный лес, прямо туда, где живут эти гномики.
Звучит таинственная волшебная музыка.
На носочках мы пройдём,
В лес волшебный попадём.
(Ходьба на носочках)
Ноги выше поднимаем,
Через кочки переступаем
(Ходьба с высоким подниманием колен)
Повернёмся мы бочком,
По тропиночке пройдём.
(Ходьба приставным шагом)
На носочках под пригорок
Пробежимся между ёлок.
(Бег на носочках)
Ямки вдруг увидели и весело запрыгали
(Прыжки)
- На ногах у гномов деревянные башмачки, которые громко стучат.
- Когда гномы идут на работу башмачки стучат топ – топ, (дети идут широким шагом, руки на пояс в «замок») а когда они бегут играть на полянку, они стучат вот так топ - топ - топ (дети идут короткими шагами)
- Вот мы и на месте.
- Живут гномики в глубокой лесной пещере. Когда им не нужно идти на работу, они любят играть в хлопушки. А в пещере эхо живёт, и когда гномики хлопают, эхо разносится по всей пещере. Сейчас мы разделимся на три подгруппы и поиграем в игру
Игра «Эхо»
Вы должны запомнить, как звучит ваше эхо и мне ответить.
II. Основная часть
Комплекс упражнений стретчинга
- А теперь, ребята, садитесь на полянке поудобней. Послушайте сказку про гномика.
Сказка «Весёлый гном»
1. Жил да был весёлый Гном
в красивом домике лесном,
с длинной белой бородой,
в красной шапочке смешной.
И. п. стоя (наклон головы вниз, перекаты головы от плеча к плечу, наклоны головы в стороны)
2. Как-то раз проснулся Гном,
осмотрелся он кругом, (Руки на пояс, повороты туловища влево, вправо)
на носочках поднимался,
Все смотрел и удивлялся (плечи)
По тропинке вправо шел,
По тропинке влево шел,
А потом устал немножко
И присел он на дорожку.
Очень сильно потянулся (наклон корпуса вперед, ноги прямые)
Потом солнцу улыбнулся (корпус выпрямить, руки вверх)
Ножки сильные у гнома,
Стал он ножки разминать
Одну ножку выпрямлять
И другою повторять.
(сидя выпрямляем ногу взявшись за голень)
5. Побежал скорей во двор,
перелез через забор,
начал с бабочкой играть,
бегать, прыгать и скакать.
Упражнение «Бабочка»
И. п. сидя, ноги согнуты в коленях, стопа к стопе. Руками зацепиться за стопы, вытянуть спинку, макушкой тянемся к потолку;
6. На поляне возле дома
встретил он другого Гнома.
Вместе огород полили
и цветочки посадили.
Упражнение «Цветок»
И. п. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.
1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;
2- 4 - наклониться к прямой ноге, коснуться лбом колена, тянуться руками к пальцам ног, нога прямая;
5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх, потянуться.
- Но однажды случилась неприятность в сказочном лесу. В самой чаще сказочного леса, где темно и сыро поселились злые карлики. Они были такие же маленькие, но характер у них был недобрый, сварливый и вредный. Слышите, это они приближаются к нашей полянке.
Звучит отрывок из сюиты "Пер Гюнт" Э. Григ «В пещере горного короля»
-Давайте представим на минутку, что мы из добрых гномиков превратились в хитрых и злых карликов (покажите какие они)
Игра "Превращения"
-Нет, ребята, мне это совсем не нравится, я не хочу, что бы вы были злыми и вредными карликами.
- Гномы веселый народ, они любят очень танцевать.
Ритмическая гимнастика под песню «Гномики» (Муз. и сл. К. Костина)
Вступление:
- сидя на коленях, руки согнуты в локтях, ладони под подбородок. Выполняем наклоны головой в стороны
- ноги на ширине плеч, по 4 хлопка в каждую сторону
- поворот вокруг себя подскоком
- «моталочка» наклон корпуса вперёд
1. Есть на свете гномики, гномики, гномики. («маятник» руки внизу в замок)
Строят они домики, домики, домики. (ноги на ширине плеч, с наклоном корпуса вправо стучим кулачок об кулачок и влево)
Под землей они живут (сидя на корточках, руки домиком над головой)
И танцуют, и поют. («хвостики» по одному разу в каждую сторону)
Сочиняют сказки нам, (ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука вверх)
И своим друзьям. (три хлопка над головой)
Припев:
Гномики, гномики, маленькие гномики (берутся за руки стоя в одной линии)
Приходите в мой дом. (руки под подбородок, plie)
Я - ваш добрый гном.
2. Нарядилась гномиком, гномиком, гномиком. (приставной шаг вправо, затем влево)
Жду сижу за столиком, столиком, столиком. (руки согнуты в локтях, корпус вперед)
Я надену колпачок, (поочередно поднимаем каждую руку)
Запоёт в печи сверчок (три хлопка над головой)
И придут ко мне друзья, («Буратино» с наклоном корпуса в стороны)
И скажу им я!
III. Заключительная часть
- Вот и закончилось наше сказочное путешествие, пора нам в детский сад
- Крибле-крабле-бумс!
Волшебной палочкой взмахну
И в детей вас превращу
Сегодня мы познакомились с некоторыми видами ритмопластики, которые вы можете использовать при работе с детьми. Уважаемые коллеги, используйте упражнения по ритмопластике в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих воспитанников. Удачи Вам и здоровья! Хочу поблагодарить участников мастер-класса за продуктивную работу. Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.
2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп. - СПб. :ЛОИРО,2000.
3. В. Н. Малышева, Л. Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М. : Школьная пресса, 2003.
4. Голицына Н. С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкльном образовательном учреждении» -М. : изд-во Срипторий 2003, 2005
5. Горшкова Е. В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» -Научно-практическое объединение «Психотехника»
6. ЕфименкоН Е. «Театр физического развития и оздоровления». –М. : изд-во «Линка-Пресс», 1999 г.
7. Коренева Т. Ф. Программа «Музыка, движение, здоровье»