Болонина Алёна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».
Цель мастер класса :
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Множества
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.
Задачи:
1. Познакомить с кругами Эйлера.
2. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по
развитию логического мышления.
Актуальность:
• Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
• Важнейшим является формирование и развитие логического мышления и способность «действовать в уме».
Новизна:
Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.
Гипотеза:
Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Существуют несколько моделей кругов :
а) Непересекающиеся круги;
б) Пересекающиеся круги;
в) Один круг вложен в другой
Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий :
1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
3. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
4. Подведение под понятие, выведение следствий;
5. Установление причинно-следственных связей;
6. Построение логической цепи рассуждений;
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.
Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.
По мере усвоения материала задания постепенно усложняются.
Изначально с детьми проводятся игры с одним кругом, в которых дети практикуются в отрицании определенного свойства с помощью частицы «не», классифицировать предметы по одному заданному признаку.
Игровое действие заключается в размещении внутри круга предметов с определенным признаком –большие геометрические фигуры, а предметы, у которых этот признак отсутствует, выкладываются «вне» круга. При анализе результата распределения геометрических фигур разного размера, дети без особого труда могут обобщить фигуры, оказавшиеся внутри круга. Однако обобщить фигуры, лежащие вне круга, дети на первых порах затрудняются. Следует провести 3-5 серий подобных игр, чтобы закрепить умение детей обобщать предметы, отрицая заданный признак, называя их одним словом: «НЕ большие», «НЕ красные», «НЕ игрушки», «НЕ летают», «НЕ домашние животные» и т. д.
После того, как дети освоили игру с одним кругом, можно вводить варианты игры с использованием двух кругов.
Цель игры «Два круга» - формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум признакам, уточнение обобщающих понятий.
В игре с двумя кругами, предметы распределялись в кругах с учетом двух признаков.
Например, раскладывается два круга красного и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в красный круг все красные фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.
Усложняя игру появляется область пересечения кругов, в ней должны расположиться предметы, обладающие двумя признаками. То есть, один и тот же предмет может иметь оба заданных признака, например, и желтый и сладкий. То есть, в круги попадают предметы (или картинки, принадлежащие к определенной лексической группе, обладающие или нет определенным качеством (цвет, форма, материал)
Цель игры «Три круга» - классификация предметов по трем признакам (свойствам, формирование логической операции, обозначаемой союзом «и» или «но»).
Вывод: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.