Томышева Нургуль
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Духовность зарождается с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
для педагогов ДОУ
«Духовность зарождается с детства»
Томышева Нургуль Чоменовна
Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит –
Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,
Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.
Ходит – бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово,
А за грех его большой, ангел плачет за спиной.
Уважаемые коллеги!
-Тема нашего мастер-класса «Духовность начинается с детства!»
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Духовность зарождается с детства“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Попробуйте ответить на вопрос: ”Что такое духовно-нравственное воспитание?” (Ответы, 2 достаточно.) Спасибо, коллеги!
-Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
- Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы.
1 Упражнение на релаксацию «Ладошки единения, тепла и света»
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу, вам, не тая –
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить. –
(предлагаю соединить ладошки друг друга, почувствовать теплоту, свет в замкнутом пространстве.)
Дается понимание, что соединение ладоней, как и рукопожатие, передает друг другу энергетический заряд добра и единения друг с другом.
2. Игровое упражнение - произнесем слова, не разжимая ладошек, созвучных слову доброта – чистота, красота, светлота, лепота, простота, забота, широта, щедрота.
3. Жизнь дана на добрые дела.
- Центр ладошки излучает тепло также, как и наше человеческое сердце. В середине моей ладошки лежит маленькое сердечко.
«Передавая сердечко другу, я скажу ему доброе слово»
-Тебе на ладошку положу слово темное, а ты мне верни слово светлое
(злой – добрый, жадный – щедрый, грубый – нежный, ненавижу – люблю, враг – друг, война – мир, тёмный - светлый, грязный – чистый, страшный – красивый)
-У каждого человека, живущего на земле, есть место теплое как наша ладошка, дорогое сердцу каждого. Это место зовется Родиной.
Стран на нашей планете много. Каждая страна – это чья то Родина. И у каждой родины есть что – то незабываемое. У нас в России – это (русская березка).
- Мы с вами станем на мгновение художниками и попробуем, используя жатую бумагу большого и малого объема, изобразить символ нашей России - русскую красавицу березку.
(прием рисования жатой бумагой на листах с графическим изображением березки). Музыкальное сопровождение.
4.
Участникам методической мастерской предлагаю порассуждать на данную тему в интерактивной игре «Виртуальный диалог с великими людьми».
На ваших столах лежат карточки красного цвета с афоризмами. Внимательно изучите содержание карточек, в течение полминуты подготовьте ответы на вопросы.
Игроки внимательно изучают содержание карточек, готовят ответы на вопросы. Затем по команде ведущего выразительно вслух читают афоризмы, отвечают на вопросы. Ответы должны быть предельно краткими, ясными, исчерпывающими. Ведущий и другие игроки могут дополнять ответы коллег, соблюдая культуру коллективного общения.
Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
В. Г. Белинский «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам».
Ф. Бэкон «Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки».
Вопрос
- Как Вы понимаете это высказывание?
- Какие проблемы позволяет вскрыть это высказывание?
(обсуждение)
В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
5. Тема методической мастерской
- Итак, что же является основным источником нравственного опыта?
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, конференции, праздники вежливости и т. д.
Игра «Ассоциации»
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию мы развиваем представления детей об окружающем мире, расширяем представления об основных духовно - нравственных понятиях: добро, стыд, дружба, согласие, терпение. Предлагаю вам представить свои ассоциации со словом «добро». Слова должны начинаться с очередной буквы имеющимся в слове «добро».
Д – дружба, добродетель, друг, душа,
О - отрада
Б – благодарность, благо, радость, бабушка
Р – рай, радуга, роскошь
О - ореол
6. Есть на земле, как солнца блик растение, которое растет под солнышком. Это подсолнух, словно символ счастья. Протяни к нему ладошки и он, играя с ними, обогреет каждого из нас (картинка подсолнушка на экране).
Отдохнем, играя, с подсолнушком, ведь большой цветок подсолнуха похож на солнце.
Желтое солнце на землю глядит.
(ладошки и глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит.
(рисование круга головой или туловищем)
Только желтые лучи у него не горячи.
(наклоны головы к правому и левому плечу)
Он растет на длинной ножке,
(руки вдоль туловища, подъем на носки)
С лепесточками как рожки.
(ладошки в стороны вверх)
Голова его кругла, черных семечек полна.
(округление рук над головой)
*В небе солнышко ходило.
Теплый лучик уронило.
И подсолнушек пригожий
вырос в поле в день погожий,
Сам на солнышко похожий.
(показ образа солнышка, релаксация «Греет солнышко»)
Протяните свои ладошки к цветку под солнышком и задумайте доброе пожелание своим близким. Промокните ладошку в краску цвета лепестков подсолнушка и перенесите ладошку вместе с пожеланиями на лист бумаги. У нас получилось – Солнышко! Оно образовалось из лучиков наших добрых пожеланий друг другу (музыкальное сопровождение).
Вы рады солнышку. Протяните свои ладошки к его лучикам. И в заключении нашего мастер-класса для вас, вот такие улыбающиеся милые солнышки, дарящие каждому частичку добра и света!
7. Рефлексия
- Уважаемые коллеги, если вы воспользуетесь хотя бы одним из фрагментов мастер – класса, я буду очень рада.
Спасибо за совместную плодотворную деятельность.