Жанна Бородина
Мастер-класс для педагогов «Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Ярмарка мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Мастер класс для педагогов. Детские мастерские, как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Ярмарка мастеров»
Подготовила воспитатель 1кв. категории:
Жанна Николаевна Бородина
Сыктывкар, 2024 год.
Актуальность:
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО „Ярмарка мастеров“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность.
В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Ручной труд в детском саду - это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей.
Труд включён в социально - коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста назван ряд видов деятельности, таких как самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, включая бумагу, природный и иной материал.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.
Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.
Ручной труд в детском саду даёт ребёнку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Именно поэтому в наших группах были созданы «Творческие мастерские»
На сегодняшней нашей встрече я хочу поделиться опытом организации ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.
Художественный ручной труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
Основная задача по ручному труду:
- Научить детей с удовольствием мастерить;
- Работать с любым подручным материалом;
Фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
- От простого к сложному;
- Принцип систематичности;
- Принцип тематических циклов;
- Индивидуального подхода;
Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приёмы обучения в зависимости от поставленных задач:
- Объяснительно - иллюстративный;
- Репродуктивный;
- Проблемного изложения;
- Частично поисковый;
- Рефлексивные приёмы и методы;
- Игровой.
Методические приёмы, применяемые в ручном труде:
- Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
- Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
- Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
- Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль)
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа:
- Умение определять в предмете его основные части;
- Устанавливать их пространственное расположение;
- Выделять детали.
- Очень важно приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями).
- И немаловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
- Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребёнка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
- Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Содержание художественного труда дошкольников составляют:
- Работа с тканью, нитками: Декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;
- Работа с природным материалом: Изготовление мелких и крупных скульптур - анималистка, изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов, оформление живого уголка;
- Работа с бумагой, картоном: Аппликация из разно фактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров;
- Работа с глиной, тестом, гипсом: Создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек, сувениров, кукольной посуды;
- Работа с бросовым и искусственным материалом: Вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.
Творческая мастерская:
Творческая мастерская - как одна из инновационных форм реализации трудового воспитания в детском саду.
Цель работы в творческой мастерской - Поддерживать творческие принципы ребёнка, поддерживать реализацию его способностей, способствовать развитию самостоятельности и творческой личности.
Творческая мастерская - Это либо условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе, либо - специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.
В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.
По целям и видам деятельности выделяются:
- Художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку, конструирование);
- Театральная мастерская (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);
- Мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек, бросовый материал);
- Сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);
- Архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты посёлка, ландшафтных макетов - гор, вулканов).
Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной деятельности, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как её часть) при проведении комплексного занятия.
При организации творческой мастерской необходимо соблюдение ряд существенных условий:
Первое условие: - Необходимо организовать общее пространство для работы.
Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов, сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами. Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы.
Второе условие: - Возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.
Следующее условие: - Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми - выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы.
Немаловажным условием в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть без оценочной, т. е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности.
Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребёнка группы, при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь включиться в деятельность, справиться с ней, действуя в собственном темпе.
В связи с этим ещё одним немаловажным условием при организации творческой мастерской является тот факт, что вся деятельность имеет открытый временный конец.
По мере завершения дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору.
Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.
Творческий процесс - это настоящее чудо.
Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.
Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить:
«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Цель нашей педагогической деятельности – вовлечь ребёнка в процесс сотворчества, поиска и дать возможность почувствовать вкус победы, успеха, уверенности в своих силах. Для осуществления этой цели как нельзя лучше подходит технология «Творческих мастерских».