Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Ярмарка мастеров»

Жанна Бородина
Мастер-класс для педагогов «Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Ярмарка мастеров»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Мастер класс для педагогов. Детские мастерские, как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Ярмарка мастеров»

Подготовила воспитатель 1кв. категории:

Жанна Николаевна Бородина

Сыктывкар, 2024 год.

Актуальность:

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО „Ярмарка мастеров“» размещена в разделах

Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность.

В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Ручной труд в детском саду - это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.  

В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей.

Труд включён в социально - коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста назван ряд видов деятельности, таких как самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, включая бумагу, природный и иной материал.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой,  древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т.  д.  Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Ручной труд в детском саду даёт ребёнку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Именно поэтому в наших группах были созданы «Творческие мастерские»

На сегодняшней нашей встрече я хочу поделиться опытом организации ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду.

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн.  др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду:

- Научить детей с удовольствием мастерить;

- Работать с любым подручным материалом;

Фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

- От простого к сложному;

- Принцип систематичности;

- Принцип тематических циклов;

- Индивидуального подхода;

Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приёмы обучения в зависимости от поставленных задач:

- Объяснительно - иллюстративный;

- Репродуктивный;

- Проблемного изложения;

- Частично поисковый;

- Рефлексивные приёмы и методы;

- Игровой.

Методические приёмы, применяемые в ручном труде:

- Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

- Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

- Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

- Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль)

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа:

- Умение определять в предмете его основные части;

- Устанавливать их пространственное расположение;

- Выделять детали.

- Очень важно приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.  д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями).

- И немаловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

- Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребёнка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Содержание художественного труда дошкольников составляют:

- Работа с тканью, нитками:  Декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус,  плетение, ткачество,  изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

- Работа с природным материалом:  Изготовление мелких и крупных скульптур - анималистка,  изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,  плетение из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов, оформление живого уголка;

- Работа с бумагой, картоном:  Аппликация из разно фактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров;

- Работа с глиной, тестом, гипсом:  Создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек, сувениров, кукольной посуды;

- Работа с бросовым и искусственным материалом:  Вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Творческая мастерская:

Творческая мастерская - как одна из инновационных форм реализации трудового воспитания в детском саду.

Цель работы в творческой мастерской - Поддерживать творческие принципы ребёнка, поддерживать реализацию его способностей, способствовать развитию самостоятельности и творческой личности.

Творческая мастерская - Это либо условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе, либо - специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.

В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.

По целям и видам деятельности выделяются:

- Художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку, конструирование);

- Театральная мастерская (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);

- Мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек, бросовый материал);

- Сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);

- Архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты посёлка, ландшафтных макетов - гор, вулканов).

Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной деятельности, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как её часть) при проведении комплексного занятия.  

При организации творческой мастерской необходимо соблюдение ряд существенных условий: 

Первое условие: - Необходимо организовать общее пространство для работы.

Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов, сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами.  Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы.

Второе условие: - Возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.

Следующее условие: - Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми - выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы.

Немаловажным условием в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть без оценочной, т. е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности.

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребёнка группы, при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь включиться в деятельность, справиться с ней, действуя в собственном темпе.

В связи с этим ещё одним немаловажным условием при организации творческой мастерской является тот факт, что вся деятельность имеет открытый временный конец.

По мере завершения дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору.

Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

Творческий процесс - это настоящее чудо.

Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить:

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Цель нашей педагогической деятельности – вовлечь ребёнка в процесс сотворчества, поиска и дать возможность почувствовать вкус победы, успеха, уверенности в своих силах. Для осуществления этой цели как нельзя лучше подходит технология «Творческих мастерских».

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Ярмарка мастеров»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 23:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Ярмарка мастеров»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Бородина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. Праздник режима дня. Передвижка «Режим дня дошкольника»

 Режим дня — это режим жизни. Насколько тщательно вы продумаете и внедрите режим в повседневность, настолько это положительно скажется на здоровье и воспитании дошкольника.

24 октября. День русской избы. Макет

Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Поэтому важной составной частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. В...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД