Оксана Забияко
Конспект образовательной деятельности «Плавающее перо»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Плавающее перо»
Цели: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды в водоемах.
Задачи:
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;
умение решать проблемные ситуации;
формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
продолжать формировать понятие «водоплавающие»;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Плавающее перо“» размещена в разделах
создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Этот опыт наглядно покажет, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.
Материал:
два белых птичьих пера;
широкая миска с водой;
жидкость для мытья посуды;
бумажное полотенце, пинцет;
лупа;
конверты с загадками о птицах.
Ход деятельности:
Педагог:Здравствуйте, коллеги! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем нашу встречу со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам.
Ой! Пришло сообщение! Давайте посмотрим?
В сообщении надпись: «Помогите!»
Что бы это могло означать?А письмо без адресата! От кого это сообщение?
У меня есть для вас подсказка.
(Ребята, отгадывают загадки, и педагог показывает на мультимедийную иллюстрацию с названными птицами)
Я люблю непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый. (Гусь)
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это – (Утка)
За лягушками к болоту.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это. (Цапля)
Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай-ка!
Знают все, что это (чайка)
О ком были загадки? (о птицах)
О каких птицах? (о водоплавающих)
Почему они так называются? (живут, плавают по воде)
Каким одним словом можно ответить на вопрос? (водоплавающих)
Чем отличаются водоплавающие от не водоплавающих?
Картинки для сравнения лап.
Для чего нужны перепонки? Лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.
(Появляется конверт sos) О какой помощи нас просят птицы?
(Появляется картинка с птицами в грязной воде)
Ответы:
Почему птицам плохо в грязной воде?
Педагог:Давайте с вами проделаем опыт, и узнаем, как птицы держатся в чистой и загрязненной воде. Для того, что бы это выяснить, нам нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»(ответы детей)
Педагог:Сейчас мы с вами превратимся в учёных, и будем проводить опыт.
А для начала сделаем разминку:
Физминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Бесшумно и тихо на воду садятся.
Покружились, покружились и в ученых превратились.
(Дети входят в образ и рассаживаются за столы)
Педагог:Приступим к нашим исследованиям. Для этого нам понадобятся миска с водой, перья, лупа, пинцет, салфетки, шприцы с моющим средством. Давайте мы с вами рассмотрим перо. Возьмите в руки перо и лупу. Обратите внимание, на строение пера: у всех перьев есть стержень, от стержня отходят волоски и есть крючочки, которые сцепляют волоски между собой. Теперь это перо аккуратно надо положить на поверхность чистой воды. (Пауза) Положите перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду жидкость для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо. Положим перо на бумажное полотенце и давайте сравним перья.
Что произошло с нашими перьями?
Как вы думаете, почему это случилось?
Что это может означать?
Почему перо не тонет?
Почему перо утонуло?
Кто еще страдает от загрязнённой среды?
Чем мы можем помочь водоплавающим птицам и млекопитающим?
Как можно очистить водоемы?
Как можно избежать загрязнения водоемов?
Памятки о защите экологии.
Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности. Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка-дошкольника. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не нужно устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Рефлексия
Что нового узнали?
Что запомнилось, понравилось?
Что было трудным или очень легким? Почему?
Что получилось?
Что помогло справиться с заданием?
Где это пригодится?