Татьяна Панова
Мастер-класс для педагогов «Формирование основ естественнонаучной грамотности у дошкольников посредством STEAM-проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста через реализацию STEAM – проектов.
Мы живём в эпоху технологической революции. Возникают новые технологии, вытесняя старые. Важно в период дошкольного детства прививать детям интерес к занятиям, учить их самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитывать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Все это является предпосылками формирования функциональной грамотности у дошкольников. Эффективность работы по формированию естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы. Таким образом, перед педагогами стоит проблема - какие методы и приёмы использовать, к каким технологиям обращаться?
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование основ естественнонаучной грамотности у дошкольников посредством STEAM-проектов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Развивающий набор «Детская универсальная STEAM –лаборатория» (автор Е. А. Беляк, программы набора, методы, формы работы с дошкольниками способствуют решению разнообразных задач: развитие логического мышления; развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребенка в своих силах и др. В игровой форме, с использованием творческих и STEAM – проектов осуществляется знакомство со сложными понятиями и направлениями (криптография, картография, астрономия, программирование, математика, обучение чтению).
Практические материалы мастер – класса будут востребованы педагогами. На их примере возможны разработки организации детской деятельности для дошкольников разного возраста. Использование подобных материалов будет способствовать формированию основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста, что актуально при реализации ФОП ДО.
Функциональная грамотность – это способность человека, использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Естественнонаучная грамотность дошкольников - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Эффективность работы по формированию естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы.
Наиболее перспективной на сегодня является технология «STEAM». «STEAM – образование» - одно из мировых трендов. В данный момент «STEAM – технология» введена в образовательную программу детских садов. Данная дисциплина становится востребованной в современном мире.
«STEAM» включает в себя:
S – наука (объясняет законы природы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно).
Т – технология (позволяет испытывать научные знания на практике).
Е - инженерия (помогает работать с материалами, учит экспериментировать).
А – искусство (помогает понять исторические процессы).
М – математика (развивает точность, логическое мышление).
STEAM – технология построена с акцентом на совместную исследовательскую и проектную деятельность.
По данной технологии я занимаюсь 3 год, работаю с развивающим набором «Детская универсальная STEAM –лаборатория» (автор Е. А. Беляк).
Обучение детей по 5 модулям проходит через развивающие игры, творческие и STEAM – проекты (памятки для педагогов).
STEAM - проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это мини – проекты. Они очень отличаются от проектов, которые мы регулярно реализуем с детьми.
В ходе реализации STEAM – проектов перед детьми ставится конкретная задача, которую дети должны решить за короткий период времени. Дети индивидуально или группой ищут ответ на вопрос, выдвигая гипотезы, предлагая разнообразные решения, условия, наличие материалов. Выполняют самостоятельно и под руководством педагога, объясняя своё решение, проводят презентацию своих результатов.
План проведения мастер – класса
Цель: повышение профессионализма педагогов при организации работы по формированию основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста.
Необходимое время: 20 минут
Количество участников: 5 – 10
Теоретическая часть (вводное слово) :
Занятие для педагогов «Открой свою планету!»
Цель: Развитие воображения и творческой активности.
Задачи:
- Познакомить с понятием «Экзопланета».
- Закрепить навыки творческого и системного подхода к решению задач.
- Укреплять навыки совместной командной деятельности.
Материалы:
Пластилин разных цветов, шпажки, картонные подставки, салфетки, стеки.
Материалы для проектной деятельности «Летающий робот» бумага, фломастеры, нити – толстая пряжа, соломинки, распечатанные макеты роботов.
Вводная беседа: 2мин.
Мы с вами знаем, что живём на планете Земля, которая вращается вокруг звезды по имени Солнце. Вокруг Солнца вращается 8 планет. Но если мы посмотрим ночью на небо, то увидим бесконечное количество звёзд. Как только люди поняли, что звёзды ночного неба – это далёкие солнца, стали рассуждать о возможности существования вокруг этих звёзд других и о наличии жизни на них. Планеты, которые вращаются вокруг других звёзд, называются экзопланетами. Их насчитывается около 500. Многие экзопланеты очень отличаются от планет нашей Солнечной системы.
Все экзопланеты делятся на 3 группы:
- Мини – земли это очень холодные планеты, температура на них – 50С, возможно тогда на них есть лёд, поверхность их может быть железная, силикатная, реже углеродная, размером такие планеты меньше во много раз Земли.
- Суперземли это тёплые планеты, температура на них от -50С до +100С, тёплые планеты считаются более пригодными для жизни, поверхность таких планет силикатная, масса планет больше массы Земли в 10 раз. Эти планеты более распространённые во Вселенной.
- Планеты – гиганты это горячие планеты, температура на них выше +100С, они очень крупные газовые планеты.
Сегодня я предлагаю вам стать первооткрывателями новых экзопланет, которые летают вокруг других звёзд. Вам нужно подумать ещё над рядом характеристик, описывающих планету, ведь создание планет – дело серьёзное! Вам нужно определиться какие ещё особенности будут у вашей планеты и её назвать.
Давайте приступим к созданию экзоплпнет, мы их будем создавать из пластилина. Нам необходим для работы пластилин разного цвета, который будет ложиться пластами, начиная от ядра и поднимаясь к поверхности планеты. Каждый пласт имеет свой цвет кроме верхнего пласта – поверхности вашей планеты, она будет у каждого своя.
1. Макет планеты начинаем создавать с ядра, поэтому на этом этапе скатайте шарик из жёлтого пластилина.
2. Выше – пласт оболочка ядра. Возьмём пластилин красного цвета. Раскатайте пластилин в полотно и заверните в него ядро, так, чтобы верхний слой ложился равномерно. Он должен закрывать собой ядро.
3. Далее идёт пласт – внешнее ядро, для его создания мы возьмём пластилин любого тёмного цвета. Раскатаем пластилин в полотно и обернём 2 соя планеты равномерно.
4. Над внешним ядом четвёртым слоем раскатываем пластилин в полотно для мантии и оборачиваем им ядро. Для мантии выбираем пластилин более тёмного цвета. Мантия толще, чем внешнее ядро в 3-4 раза, поэтому и слой пластилина должен быть толще предыдущего.
5. Далее готовим из пластилина слой коры – раскатываем полотно тёмного цвета. Только он должен быть значительно тоньше, чем предыдущие слои. Оборачиваем им макет планеты равномерно, без пробелов.
6. Самый верхний слой это поверхность планеты, выберите цвет пластилина сами, в зависимости от выбора экзопланеты (Мини – земля, Суперземля или Планета – гигант, вспомните характеристики этих экзопланет.
Для наглядной демонстрации устройства планеты готовую поделку можно разрезать пополам. По желанию можно вставить в планету длинную шпажку, которая будет символизировать ось вращения.
Давайте сейчас проведё м презентации наших проектов экзопланет по следующему алгоритму:
- Название планеты.
- Как близко находится по отношению к своей звезде.
- Какая по температуре.
- Какая по размеру.
- Есть ли на планете жизнь.
- Кто обитает.
- Чем привлекательна.
Рефлексивно – оценочный этап:
- Что такое экзопланеты?
Вы молодцы! Придумали столько разнообразных и интересных экзопланет! Давайте сделаем роботов, которые будут летать по нашим планетам.